Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Зачем выбрасывать нормальную еду?


Потери продовольствия в мире достигли небывалой величины — около 1,3 миллиарда тонн в год. Это треть от всего, что производит аграрный сектор экономики. Речь идет о продуктах питания человека. Что касается самих потерь, то это и обычные потери при уборке, транспортировке и переработке, а также попросту выбрасываемое продовольствие из-за того, что его не купили или у него истек срок годности.
Проблема, как видим, серьезная. Не случайно она обсуждалась на ярмарке упаковочной и сортировочной индустрии в Дюссельдорфе.

В связи с этим событием Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) заказала специальное исследование по данной проблеме шведскому Институту продовольствия и биотехнологии.

 Вот что выяснилось в ходе исследования.
Промышленно развитые и развивающиеся страны в целом бесцельно используют, или транжирят, примерно одинаковое количество продовольствия — 670 и 630 миллионов тонн в год соответственно. При этом в богатых странах ежегодно выбрасывается примерно столько же продовольствия (222 миллиона тонн), сколько его производится в странах к югу от Сахары (230 миллионов тонн).
Больше всего пропадает фруктов, овощей плюс корнеплодов и клубней. Количество потерянного или выброшенного продовольствия в год равно примерно половине мирового урожая зерновых (в 2009–2010 годах — 2,3 миллиарда тонн).
В исследовании проводится четкая грань между понятиями потери и отходы. Потери продовольствия — это то, что происходит на стадии выращивания или получения продукта, его последующей транспортировки и переработки. Наиболее серьезно данная проблема стоит в развивающихся странах из-за слабой инфраструктуры, недостаточного уровня технологии и незначительных инвестиций в систему производства продуктов питания.
Продовольствие, идущее на выброс, — это больше проблема развитых, богатых стран. Наиболее часто она вызвана действиями оптовиков и потребителей, выбрасывающих в отходы съедобную пищу. В Европе и Северной Америке потребителями выбрасывается в год на человека примерно 95–115 килограммов продовольствия, а в странах к югу от Сахары, а также в Южной и Юго–Восточной Азии — только 6–11 килограммов.
В богатых странах на душу населения для потребления получают примерно 900 килограммов продовольствия в год. Это почти в два раза больше, чем в развивающихся странах — 460 килограммов. В тех же развивающихся странах 40 процентов потерь приходится на этапы после сбора урожая и переработки, в развитых — почти 40 процентов потерь происходит на уровне оптовика (ритейлера) и потребителя.
Потери во время сбора урожая и сразу же после этого ведут к снижению доходов мелких фермеров, поэтому их снижение может дать ощутимый и немедленный эффект, указывается в докладе ФАО.
Нельзя не отметить, что потери продовольствия означают напрасную трату ресурсов — воды, земли, энергии, труда, финансовых капиталов. Происходит фактически «бесцельный» выброс парниковых газов, меняется климат и так далее.
Что предлагается взамен?
В развивающихся странах все сводится, в конечном счете, к проблеме слабой технической вооруженности, неумению осуществлять современную транспортировку урожая. Это и вопрос логистики, слабой инфраструктуры, плохой переработки, упаковки, отсутствия рыночной информации, что позволяло бы лучше удовлетворять спрос.
Поэтому здесь совет прост — надо помогать мелким фермерам связываться с покупателями напрямую. И, естественно, по всем каналам надо увеличивать инвестиции в инфраструктуру, транспорт, переработку и упаковку продукции.
В странах же среднего развития, а также в богатых странах основная проблема — это излишний упор на внешний вид продовольствия.
У оптовиков большие потери продовольствия происходят из-за высоких стандартов качества и излишнего внимания к проблеме внешнего вида продуктов питания. Опросы показывают, констатируется в шведском докладе, что потребители готовы покупать продукты, не отвечающие стандартам, касающимся внешнего вида, если только это продовольствие безопасно и отличается вкусовыми качествами. Потребители, таким образом, имеют возможность влиять на стандарты качества, и им следует делать это, предлагают ученые.
Еще одно реальное предложение в этом ряду — продавать сельскохозяйственную продукцию где-нибудь поближе к потребителям, чтобы обойти жесткие стандарты супермаркетов, касающиеся стандартов качества.
Должное применение должно быть найдено для продовольствия, которое в ином случае пойдет на выброс. Коммерческие и благотворительные организации должны работать с оптовиками, чтобы «собирать, а затем продавать или использовать продовольствие, от которого уже избавились, но которое все еще безопасно, вкусно и питательно».
Следует также менять вкусы и подход потребителей.

В богатых странах потребителей в целом призывают покупать больше продовольствия, чем им необходимо. Один из примеров — лозунги типа «купи три предмета — заплати за два». Можно вспомнить и об огромных коробках, в которых продается готовое к употреблению продовольствие. Бывает, что рестораны устраивают мероприятия по заранее установленной цене, и это вынуждает некоторых потребителей, как говорится, наполнять едой тарелки до краев.
Говоря в целом, констатируют шведские исследователи, потребители не могут правильно планировать покупки продовольствия. Это означает, что они часто выбрасывают продовольствие, когда истекает срок действия, указанный на этикетке («использовать до…»).
В этом вопросе предлагается развернуть образовательную кампанию в школах, а также на политическом уровне. Это может явиться неплохой стартовой площадкой. В богатых странах надо учить потребителей не выбрасывать напрасно продовольствие, и убеждать их, что это неприемлемо.
Они должны понять, что в условиях нехватки продовольствия и природных ресурсов более эффективно снижать потери продовольствия, чем наращивать его производство для того, чтобы прокормить увеличивающееся население мира.


Николай Худяков,
«Крестьянские ведомости»

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »