Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Сделано в России. Как много?


На крупнейшей в мире ганноверской выставке сельхозмашин 2011 года Agritechnica Россия была представлена довольно скромно. Одним стендом Российской ассоциации производителей сельхозтехники («Росагромаш»), на котором разместились информационные стойки шести или семи компаний, входящих в ассоциацию, и еще одним — ФГУП «Омский экспериментальный завод». На обоих стендах не было ни единой железки. Это притом, что в этом году Agritechnica заняла 24 огромных павильона (на шесть больше, чем в 2009-м), а общая площадь экспозиций составила 39 гектаров.

О причинах этой скромности и не только об этом разговор с президентом «Росагромаша» Константином Бабкиным состоялся прямо там, в Ганновере, на месте события.
— Мы что, комбайны с тракторами перестали производить? Показать нечего? Или причина в желании сэкономить? — с ходу засыпал я собеседника вопросами.
— Все дело в государственной экономической политике, — отвечал президент ассоциации «Росагромаш». — Нас, российских производителей сельхозтехники, сегодняшняя политика не удовлетворяет. Вот вы думаете, 100 китайских компаний, которые привезли сюда технику, механизмы, оборудование, они за свои деньги это сделали?
— А за чьи?
— Часть расходов, по моим сведениям, от 40 до 50, а то и более процентов расходов оплатило государство, — сообщил Константин Бабкин.
И вообще, добавил президент ассоциации, во всем мире, если речь идет о зарубежных выставках сельхозтехники, дело обстоит именно так. Поскольку в подавляющем большинстве стран частью экономической политики является содействие продвижению собственных машин за рубеж. Бывает при этом, что качество машин и механизмов просто не выдерживает критики. Но «отметиться» они считают необходимым: «сделано в Индии» или «сделано в Болгарии». Наши чиновники всячески этому препятствуют.
Вот типичный пример рассуждений типичного российского чиновника. «Почему государство должно вам помогать? Если ваши машины плохи, то им нечего делать на внешних рынках. А если хороши, тогда помощь тем более не нужна. И так продадите».
Пакистанцы, например, привезли в Ганновер несколько десятков компаний, у всех приличные стенды, и на всех есть машины, механизмы, комплектующие. Какие-то шланги, диски, колодки. Хотя Пакистан имеет несравнимо менее глубокие традиции в сельхозмашиностроении, чем Россия. Чем это объяснить?
— Объяснение простое, — говорит Константин Бабкин. — Многие страны, включая Пакистан, поддерживают экспорт продукции своих сельхозмашиностроителей. Во-первых, субсидируют выставочную деятельность за рубежом в довольно больших объемах. Во-вторых, финансово помогают и собственно экспорту — выдают специально под экспортные поставки техники межгосударственные кредиты, компенсируют экспортерам часть затрат. Ради чего все это? Чтобы работали люди, чтобы обеспечить высокую занятость, чтобы налоги собирались, чтобы в стране кипела жизнь. Российские чиновники этого не понимают. Или понимают, но делать ничего не хотят, потому что какой им-то лично прок от того, что в стране кипит жизнь? Никакого.
Если бы логикой «пробиться на внешние рынки любой ценой» руководствовались исключительно неразвитые страны, было бы понятно. Но те же Германия или Голландия компенсируют участие собственных компаний и в российских выставках, и вообще — в любых зарубежных.
— Надо полагать, отраслевые профессиональные ассоциации для того и создаются, чтобы «давить» на чиновников, не давать им спать, чтобы отстаивать в высоких кабинетах, в парламенте интересы всего сообщества сельхозмашиностроителей. Что мешает это делать?
— Специалисты ассоциации, — говорит Константин Бабкин, — находятся если не в ежедневном, то в постоянном контакте с разного уровня чиновниками. Мало того, мы пытаемся доносить самые принципиальные вещи, связанные с развитием сельхозмашиностроения, и до премьер-министра, и до президента. Однако КПД этой работы пока не очень высок. Лоббистская мощь ассоциации на сегодня весьма ограничена.
— Есть предположение, почему вас не слышат, Константин Анатольевич? — спрашиваю у Бабкина.
— И обороты, и прибыли в нашей отрасли не сравнить с теми, что крутятся в таких отраслях, как нефтедобыча, экспорт нефти и газа. Или в финансировании госкорпораций. Там цифры на порядок-два, а то и три выше, чем в сельхозмашиностроении. Поэтому мы для чиновников — сила несущественная, маленькая.

Необходимость государственной поддержки экспорта сельхозмашин понимают все, кроме тех, кто должен заниматься такими вопросами по должности. Недавно, рассказал Константин Бабкин, участвовал он в переговорах «Ростсельмаша» с одним из украинских дилеров, который торгует ростовскими комбайнами. Тот разоткровенничался: зачем я буду ваши комбайны продавать, если белорусы дают мне год отсрочки по платежам? Вот так государственная преференция помогает продвигать продукцию на внешний рынок. Для дилера технические характеристики комбайнов и даже их цена суть вещи менее существенные, чем государственная отсрочка по платежам. Потому что никакому заводу годовую отсрочку не «потянуть».
— Для поддержания финансовой устойчивости ВАЗа правительство уже неоднократно за последние две года давало Тольяттинскому автозаводу субсидии. Имея в виду, что это помощь людям, которые живут в моногороде, и там, если завод встанет, остановится жизнь, будет расти социальное напряжение. Почему таким же образом не помочь заводам, которые производят технику для села, они ведь, как правило, тоже градообразующие?
— Во-первых, мы «на жизнь» денег не просим. Мы просим, чтобы экономическая политика была внятной, чтобы субсидировался экспорт. А это разные вещи. Во-вторых, я не уверен, что многомиллиардные вливания в АвтоВАЗ поставят его на путь выздоровления.
Вдохнуть новую жизнь в российское сельхозмашиностроение могла бы кампания по утилизации старой сельхозтехники. Мощный стимул (и вполне рыночный, не нахлебнический) обновить морально и физически устаревший парк сельхозмашин. Говорить о ней, в том числе с высоких трибун начали еще в прошлом году, напомнил я Константину Бабкину.
— Намерения вылились в конечном итоге в господдержку компании «Росагролизинг» объемом 3,5 миллиарда рублей. Для нашего рынка эта сумма несущественна. Но и программы утилизации в итоге нет. Вообще, даже если государство хочет потратить деньги на благое дело, даже если и выделяет деньги, то на средних уровнях управления идея извращается. А это приводит либо к отрицательным, либо, в лучшем случае, к нулевым результатам. То есть, сегодня сама система госуправления не настроена на реальные потребности нашей отрасли.
Кстати, сообщил президент ассоциации «Росагромаш», в проекте новой Госпрограммы развития села на 2013–2020 годы, подготовленной Минсельхозом России и ему же возвращенной на доработку, о сельхозмашиностроении упоминается один раз, и то в каком-то странном контексте. Дальнейшее развитие потребительской кооперации, сказано в программе, принесет плоды там-то и там-то. Ну, и отечественному сельхозмашиностроению тоже будет хорошо. Больше ни о программе развития, ни о финансировании — ни слова.
Скорее всего, это потому, что сельхозмашиностроение «проходит» сегодня по другому ведомству — по Минпромторгу, поскольку — промышленность. Что, в общем, нелогично. Но часто искать логику в нынешних управленческих системах — занятие почти безнадежное.
Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что совсем недавно (22 ноября этого года), уже после нашего разговора с Константином Бабкиным, на заседании рабочей межведомственной группы под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова, которое состоялось в рамках выставки «Югагро» в Краснодаре, был одобрен проект Концепции развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года. И, наверное, там обозначены и рубежи, и деньги. Но это — тема отдельного комментария. А, может, и не одного.

Сам факт принятия документа мог бы подсластить пилюлю под названием «нерадостные перспективы производства сельхозмашин в РФ». Но это, как минимум, при двух условиях.
Первое: документ когда-нибудь обретет силу правительственного решения.
Второе: все, что там написано, будет выполнено в точности — и по срокам, и по объемам господдержки.
Вот тогда порадуемся вместе.


Михаил Петров 

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »