Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Размышление о смысле Рождественского поста


Проповедь, произнесенная в преддверие Третьего Тысячелетия

Настоящий Рождественский пост — пост особый. Начинаясь 28 ноября 2000 года, он завершается 7 января 2001 года в праздник Рождества Христова и вводит нас в Третье Тысячелетие Христовой Эры.

Древнее установление Рождественского поста было узаконено на Соборе 1166 года при Византийском императоре Мануиле и Константинопольском Патриархе Луке; была определена и продолжительность поста — 40 дней.
Рождественский пост имеет целью приготовление духа человека к постижению Великой Тайны Пришествия Бога в мир людей, в человеческую историю.
Собственно, Рождественская четыредесятница начинается 27 ноября, со дня памяти Апостола Филиппа. В этот день, а также в понедельник, среду и пятницу всего поста Православные воздерживаются от вина и елея, не употребляется в пищу рыба.
Рыбу вкушают во вторник, четверг, субботу и воскресенье, но со 2 января до праздника Рождества Христова постимся и от рыбы.
Постом человек работает над своим характером и, прекращая вражду с окружающим миром, возвышается до понимания символического значения пищи.
Так, в Рождественский сочельник предлагается верным Христу людям особое кушанье — сочиво (отсюда название дня), по-гречески «коливо», сваренное из пшеницы с яблоками, черносливом, изюмом и приправленное медом.
Пшеница символизирует нашу веру в жизнь после смерти во Обителях Небесных; зерно пшеницы обозначает сущность человека: будучи брошенным в землю оно, истлевая, возносит колос свой к солнцу.
Наличие меда выражает надежду праведных получить за горечь земного странствия вслед Истины Евангелия сладость блаженства соцарствия Христу в Небесном Иерусалиме, где нет печали, болезни, но жизнь бесконечная.
Добавление фруктов обозначает любовь верной Богу души человеческой к Творцу Небесного Сада, вечного плодоношения в Духе Святом.
За дни Рождественского поста душа человека, отлагая плотское мудрование, через веру, надежду и любовь научается искусству соблюдения равновесия совести, то есть жизни в мудром благоговении ко всему сущему, восходит в то состояние духа, из которого возможно постижение Истины.
Только сердце благоговейное может свободно ответить на извечный в каждом поколении людей вопрос: «Что есть Истина?»

Истина есть Таинство воплощения Господа Иисуса Христа, пришедшего в мерность естества человеческого для сокрушения державы греха, смерти и ада, для сотворения Нового Неба и Новой Земли, преображения человечества.
Для обретения реального пути следования за Истиной необходимо приобретение внутреннего духовного зрения, как способа высшего познания, ибо начало чувства — благочестие в Боге.
Как небольшой светильник при оформлении в луч достигает дали, так духовному зрению предшествует умение молчать.
Молчание есть путеводный свет души.
Молчание за столом насыщает человека при умеренном количестве еды; напротив, многословие за столом дает чувство голода и при достаточном количестве пищи.
Молчание за столом рождает чувство благодарения Богу, что насыщает душу и дает мир. «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
После изгнания из Рая, праотец наш Адам и праматерь наша Ева ели зерна злаков, орошая их слезами, в непрестанном сетовании.
Многоречивость за столом творит в душе суету, то есть многоразличные заботы, человек теряет чувство Бога, присутствие Духа Божиего.
Господь говорит: «Воззрю только на молчаливого и смиренного сердцем».
Через молчание смиренного сердца человек постигает, что близ него Дух Божий строит Ковчег спасения — Христову Церковь — для своих верных и смиренномудрых чад. 

Это знание есть главный смысл поста.
Пост истинный рождает в сердце человека волю к восхождению в этот Ковчег спасения от прибывающих вод греха житейского моря.
Суета и пренебрежение к Слову Божию — качество общее для современных людей и допотопного человечества.
До потопа люди 17 лет слушали проповедь покаяния Праведного Ноя, 103 года взирали на постройку Ковчега спасения, но обратились к еще худшим грехам и, ожесточившись против Слова Истины, в числе 7000 человек направились сжечь Ковчег и убить Праведного Ноя.
Во время этого похода на праведника и начался потоп.
Число разрушителей, 7000, символизирует без числа умноженные семь смертных грехов среди людей, что и послужило к крайнему эгоистическому ожесточению людей, потере пути жизни и гибели древней цивилизации в водах потопа.
Посту сопутствует переосмысление внутренней жизни сердца, пост без покаяния от грехов есть лишь физиологический катарсис: очищения и прибытка душе не приносит.
Если кто-то совершил нарушение поста, то пусть возьмет в пример преподобного Макария Великого, который за стакан вина, выпитый ради пришедших братий, не пил воды целый день.
В воспоминаниях иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), книгу которого наша община распространяла еще в 70-е годы, есть такой эпизод.
Вагон с политзаключенными «забыли» на запасном пути на несколько дней без пищи и воды. Люди умирали от паники уже на второй день. Практика поста, навык молитвы позволили отцу Сампсону не терять присутствие духа и выжить одному из немногих.
Как я уже сказал, пост без покаяния лишен смысла.
В этот Рождественский пост — рубежа тысячелетий — я рекомендую каждому вспомнить все свои грехи от семилетнего возраста или от святого Крещения и принести их своему духовнику.
О покаянии приведу вам древнюю монашескую притчу.
Встречаются два монаха. Один идет отдать свою одежду в омовение, а другой отговаривает его, убеждая в том, что современные стирающие не имеют качества в работе, более запачкают, чем отстирают, и прочая. Но ищущий чистоты не стал слушать рассуждений о недостоинствах моющих одежду братий, но пошел и омыл свои ризы.
Помните, что в храм Божий мы приходим не к человеку, но ко Христу, Который ждет от нас истинного покаяния.
Праотец наш Адам через вкушение греха потерял духовное зрение и разум и обвинил Бога в своем падении; то же и праматерь наша Ева, ибо возложила вину на змея и пренебрегла покаянием.
Каин был зачат нераскаянными праотцами и стал первым убийцей на земле. Авель был зачат в покаянии и стал праведным.
Поразителен пример из жизни преподобного Феофила Киевского. К нему подходит под благословение молодая женщина, ибо приблизилось время родить ей дитя. Но преподобный грозно говорит ей: «Ребенка, который должен был родиться у тебя прежде и стать епископом, ты убила, а этот — будет разбойником».
Но еще более поразительна в этом смысле история жизни Иуды Искариотского.
Иуда родился в Искарии. Отец его, Ровель, однажды был разбужен криком жены своей, которая увидела страшный сон, что родит мальчика, который станет разрушителем рода Иудейского. В ту же ночь она зачала, не вняв предостережению от Бога, не сотворив плода покаяния, и родила сына.
Но тревога родителей росла вместе с младенцем, и они, осмолив ящик, бросили в нем сына в Генисаретское озеро.
Напротив Искарии находится небольшой остров, на котором жили пастухи овец, они вынули ящик из воды и отдали младенца кормилице, которая дала ему имя Иуда.
Когда ребенок подрос, пастухи привели его в селение Искарию, где его и усыновил Ровель, не зная, что ребенок — его сын.
Ровель с женой родили другого сына, и Иуда стал опасаться лишиться наследства «приемного» отца. Он увел мальчика и убил ударом камня по голове, а сам убежал на остров, где провел младенчество.
Иуда был принят в дом некоего грека, где вошел в прелюбодейную связь с женой сына хозяина. А когда открылась беременность молодой женщины, то убил ее мужа, возвратившегося из торгового путешествия, подстроив его падение с кровли дома.
Опять Иуда бежал из страха, что откроются его преступления.
На этот раз — в Иерусалим, где был принят слугой во дворец царя Ирода Старшего, благодаря своей привлекательной внешности и услужливости. Во дворце сделал карьеру до управляющего и закупал все потребное для царя.
Родители Иуды, не зная, что он убил их младшего сына, очень скорбели о нем и, когда в Искарии начались волнения в общественной жизни, переселились в Иерусалим.
Там Ровель купил дом с садом, имеющий общий забор с садом царя Ирода. Иуда однажды увидел в саду Ровеля редкие цветы, пошел и сорвал их, но при выходе встретил отца своего, который стал обличать его и пытался отнять цветы.
Гордый Иуда взял камень и убил Ровеля, отца своего. Принес Ироду цветы и сказал, что Ровель поносил величество Ирода и его, Иуду, за что он и убил его.
Царь Ирод, по закону, заставил Иуду взять в жены супругу убитого им Ровеля, то есть свою мать. По прошествии некоторого времени мать узнала в Иуде сына.
Тогда Иуда с намерением покаяться и пришел ко Христу, но стал казнохранителем Апостольского братства и начал тайно посылать деньги от казны своей матери. Это хищение и привело его к предательству Господа Иисуса Христа и веревке на осиновом суку.
Но даже будучи на Кресте, Христос искал глазами Иуду, ожидая его покаяния, ибо от Иуды началось трагическое приражение рода иудейского к собиранию капитала и ростовщичеству, что в конце приведет мир к ожесточению и погибели.
От бывшей связи Иуды с гречанкой родился мальчик, который стал разбойником и был распят слева от Христа. Его имя — Гевста.
А во время бегства в Египет Матерь Божия с Богомладенцем остановилась в некоем доме, где гостеприимные хозяева, оставив свое дитя, служили беглецам из Вифлеема.
Ребенок хозяев без присмотра плакал, и Матерь Божия питала его Своим молоком и успокаивала.
Но жизнь вне покаяния и благочестивого воспитания привели его в шайку разбойников, где атаманом был сын Иуды от гречанки. 12 лет шайка грабителей досаждала путникам, но по приказу Ирода была найдена и схвачена.
Так по правую руку Христа стал его некогда молочный брат, но теперь разбойник, по имени — Дизмас.
Христос с Креста видел разбойника кающегося и принял его покаяние: «Днесь со Мною будешь в Раю».
Другой разбойник видел отца своего Иуду повесившимся на осине и поносил Господа.
Какому разбойнику уподобится человечество, весь ХХ век безжалостно проливавшее кровь друг друга?
Разбойнику благоразумному или разбойнику безумному?
Только от постижения тайны покаяннной стихии сердца человека, от новой решимости странствия по собственной душе при водительстве Духа Святаго, будет зависеть план жизни людей в ХХI веке, Третьем Тысячелетии Христианской Цивилизации.
Посвящаю матушке Валентине Аверьяновой, матери моих семерых детей и многих детей духовных.


Алексий Аверьянов,
митрофорный протоиерей,
настоятель Храма
Рождества Святителя
Николая Чудотворца в
Москве, на Пресне 

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »