Национальный знак качества продуктов
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» планирует внедрить в России знак качества продуктов питания, который будет размещаться на упаковке и указывать потребителям на высокое качество ее содержимого. Об этом сообщил председатель «Руспродсоюза» Максим Протасов в рамках форума Food Business Russia.
Это будет некоммерческий проект, и любой производитель сможет получить «значок» бесплатно, если его продукция соответствует стандартам, принятым отраслевым сообществом. Концепция знака качества может появиться уже к концу этого года.
В настоящее время «Руспродсоюз» уже разработал 12 первых стандартов качества: по мясной продукции, в том числе мясным консервам, по сгущенному молоку, чаю и другим. Сейчас готовятся стандарты по другим продуктам.
По словам Протасова, необходимость саморегулирования связана с тем, что система технических регламентов на уровне Таможенного союза регулирует в первую очередь сферу безопасности продукции, но не качества.
— Мы хотим создать уровень съедобного продукта, — отметил Протасов.
При разработке российского знака качества ассоциация взяла за пример опыт зарубежных стран, в том числе Финляндии, где очень высокой репутацией пользуется знак качества «Зеленая ложка». И сами производители заинтересованы получить для себя этот «значок», так как он помогает им заметно поднять продажи.
Для запуска такой системы в России нужно не только разработать стандарты, но и организовать сертификационный центр со своей лабораторий, который бы финансировался отраслевыми ассоциациями. Согласно идее «Руспродсоюза», этот центр будет независим в своей экспертизе и будет выдавать знак отличия бесплатно. Производители для получения «значка» подписывают документ, гарантирующий, что они следуют высоким стандартам качества, а сертификационный центр в свою очередь это регулярно проверяет.
— Обсуждаем с нашими госрегуляторами, как сделать, чтобы не было барьеров и монополии, — отметил Протасов. Он подчеркнул, что «Руспродсоюз» не хочет повторить негативный опыт некоторых регионов, в которых локальные знаки фактически являются неким заградительными барьерами для входа в регион других производителей.
— Наша задача — просто популяризировать качественную продукцию, — отметил Протасов. — Мы не планируем продавать марки, — добавил он.
На первоначальном этапе «Руспродсоюз» планирует взять на себя организацию сертификационного центра.
— В ситуации, когда есть сильная и финансово состоятельная ассоциация, это должно финансироваться ассоциацией. Возможно, такое мы будем делать на примере «Руспродсоюза», — сказал Протасов.
При этом организация обсуждает эту идею с другими отраслевыми союзами.
— Пока мы разработали стандарты качества по тем продуктам, которые производят члены нашей ассоциации. Но мы готовы эти стандарты передать в любой некоммерческий центр для того, чтобы ими пользовались другие участники рынка, — продолжил Протасов.
— Мы надеемся на поддержку Минсельхоза и других регулирующих органов при реализации программы качества, — продолжил он.
По словам Протасова, во многих странах такие национальные, некоммерческие знаки качества популяризируются среди населения, в том числе за счет господдержки. Это социальная реклама, которая финансируется из федерального бюджета.