Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Отпущение грехов или прощание с качеством?


На вопрос, что такое счастье, чиновник ответит: счастье — это когда никто не пристает. Не пристает с проблемами, вопросами, то есть, когда не мешают спокойно жить. Соответственно, документы, издаваемые чиновниками, имеют главную цель — обеспечить себе эту спокойную жизнь. Но иногда случаются сбои в работе чиновничьего механизма, и в свет выходит документ, мешающий спокойной жизни чиновников.

Например, 2 января 2000 года вышел в свет Федеральный закон № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Закон пунктом 6 статьи 17 обязывал изготовителей проверять качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов и передавать покупателю вместе с пищевыми продуктами удостоверение качества и безопасности. Достаточно весомая гарантия контроля качества и безопасности. В документе указывались показатели качества, оговоренные нормативно-техническими документами, в соответствии с которыми выпускался продукт, а также их фактические значения по результатам анализов продукта.
Закон обязывал продавца по требованию потребителя предоставлять ему документы, удостоверяющие качество продукта, в том числе удостоверение качества и безопасности. Потребитель, имея на руках нормативные показатели качества, мог обратиться в лабораторию и проверить качество купленного продукта. Если выявлялось несоответствие качества продукта требованиям нормативных документов, потребитель обращался в Роспотребнадзор и суд самостоятельно или через общества защиты прав потребителей.
Ошиблись чиновники — издали хороший закон. Ошибку скоро осознали, а после того, как в средствах массовой информации, особенно на телевидении, стали в большом количестве появляться разоблачительные материалы о многочисленных нарушениях, связанных с качеством пищевых продуктов, решили принять соответствующие меры. Только не будьте наивны, не подумайте, что принятые меры были направлены на наведение порядка и устранение нарушений. Для этого нужно работать. В толковом словаре чиновников «работа» — это место, где получают зарплату, а «работать» — это из ненормативной лексики.
То, что легче закрыть глаза, чем бороться с нарушениями, знает каждый чиновник. Но как их закроешь, когда со всех сторон призывают обратить внимание на грешные дела и греховные помыслы производителей пищевой продукции.
В средние века во времена суровой инквизиции церковь продавала индульгенции — письменное подтверждение отпущения грехов. Получил такую бумажку — и ты уже не грешен.
Решили чиновники разом отпустить грехи производителям пищевой продукции, причем, в отличие от инквизиции, не только совершенные, но и будущие…
Федеральным законом № 248 от 19 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» нормы, обязывающие изготовителя оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, из Федерального закона № 29 были исключены.
Для возврата спокойной жизни и чтоб «не приставали», на сайте Роспотребнадзора в разделе «санитарный надзор» помещено письмо от № 01/330–12–32 от 19 января 2012 года «Об отмене обязанности оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции». Резюмируется письмо следующей фразой: «Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное оформление удостоверения качества и безопасности пищевой продукции». При этом в письме указывается, что «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные постановлением Правительства РФ, все же обязывают продавца ознакомить покупателя с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, однако неисполнение данного требования наказываться не будет. Грех отпущен.

Вообще-то, изменения в Федеральном законе № 29 не запрещают оформлять удостоверение качества и безопасности. Они лишь отменяют требование предыдущей редакции закона о том, что все пищевые продукты в обязательном порядке должны сопровождаться удостоверением качества и безопасности. Вместо этого в законе предусматривается, что «Обязательные требования к пищевым продуктам, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю над качеством и безопасностью пищевых продуктов…  методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами». Это значит, что если нормативным документом предусмотрено оформление удостоверение качества и безопасности, то оно должно оформляться.
Многие наши законы замечательны тем, что написанное в них несет разную смысловую нагрузку, в зависимости от того, кто их читает.
В документах Таможенного союза понятие удостоверения качества, кстати, есть.
Рассмотрим, как отразится на правах потребителя отмена удостоверений качества и безопасности. Будем откровенны, и раньше многие производители грешили тем, что не проверяли качество каждой партии продукции. Теперь, получив отпущение грехов, изготовители вообще перестанут проверять в лабораториях качественные показатели. Ведь за это нужно платить.

Если продукт производится по ГОСТ или ГОСТ Р, потребитель может узнать обязательные требования к качеству продукции из этих нормативных документов, благо они имеются в свободной продаже, а некоторые выложены в Интернете. Это, конечно, труднее, чем прочесть в удостоверении качества, но обозленному потребителю, горящему жаждой справедливости, вполне по силам. Испытательная лаборатория также без проблем возьмется проверить качество продуктов, произведенных по ГОСТ или ГОСТ Р, потому что известно, что и как проверять. Так что, качество такой продукции можно проверить и без удостоверения качества и безопасности.
Другое дело, когда продукт выпускается по Техническим условиям (ТУ), разработанным самим предприятием. ТУ является собственностью предприятия, в свободной продаже его нет. Потребителю и лабораториям оно недоступно. Нормативные требования к качеству продукта, выпускаемому по ТУ, можно было узнать только из удостоверения качества и безопасности. Сейчас этой возможности нет. Ни потребитель, ни лаборатории никогда не узнают, соответствует ли продукт требованиям того самого загадочного и недоступного ТУ? Выпускай что хочешь, продавай что хочешь, никто проверить не сможет. Вот это отпущение грехов по полной программе! Инквизиторам индульгенция такого масштаба не снилась!
А, главное, жить-то как будет спокойно! Это про чиновников. Какие жалобы, когда не знаешь на что жаловаться? А потребитель? Так он же общий враг: чиновников беспокоит, производителей обвиняет, торговлей недоволен! Пусть ест, что дают!
Осталась у потребителя одна надежда на декларацию о соответствии. Ее-то можно посмотреть? С этим вопросом мы письменно обратились в прокуратуру города Москвы. Оттуда вопрос переадресовали в Управление Роспотребнадзора по Москве. Ответ потряс своей прямотой и безысходностью ситуации. Оказывается, можно, и даже есть документы, обязывающие торговые организации по требованию потребителя представить ему декларацию о соответствии. Однако «сроки предоставления законодательными актами и нормативными документами не регламентируются». То есть вы попросили совершенно законно предоставить декларацию о соответствии, а вам могут ответить: приходите этак месяцев через пяток, может, чего и покажем. А то и через год. И будут правы. Другими словами, вас просто пошлют куда подальше, и управы вы на это не найдете. Потому что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека стоит в этом вопросе на стороне торговли.
Странно, что эта служба не заглядывает в Закон о защите прав потребителей, в котором по этому вопросу фигурируют такие слова, как «своевременно», «незамедлительно», «при заключении договора купли-продажи» и т. д.
Почему наши документы допускают такой односторонне-избирательный подход к их толкованию, нужно спросить у авторов. Но порядка с обеспечением качества пищевых продуктов при таком подходе точно не будет. Особенно, если документы Таможенного союза также будут полны неопределенностей.
На сайте Таможенного союза помещен документ «Информация о порядке документарного подтверждения безопасности товаров в сфере обращения на единой таможенной территории Таможенного союза, до введения в действие технических регламентов Таможенного союза». В документе говорится о том, что для продукции, относящейся к продовольственному сырью и пищевым продуктам безопасность продукции (товара) при ее обращении может подтверждаться, в том числе указанием в технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации. Интересно узнать, как составители документа представляют себе, например, инструкцию по эксплуатации меда или технический паспорт сливочного масла?
Вопрос: «Кто виноват?» зададут, как у нас принято, наши потомки. А вот ответ на вопрос: «Что делать?» ясен. Как можно быстрее восстановить потребителей в своих правах.


Александр Фарамазян

 

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »