Четверг, 28 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

В магазин — за радостью?


Неблагозвучное слово «шопинг» уже прижилось в русском языке. В странах, где это слово известно давно, врачи и психологи лечат людей от ониомании — страсти к покупкам. Ониоманы покупают, что попало и не могут остановиться, тратят все свои деньги, влезают в долги и даже идут на преступление, чтобы приобрести очередную совершенно ненужную вещь. И почему же людей так утешают вещи? Прежде всего, шопинг — такой же способ ухода от действительности, как алкоголизм и наркомания. Об этой страсти, которой заражаются все больше людей, рассуждают священники и психологи.

Игумен Нектарий Морозов), редактор портала «Православие и современность»:

— Не всегда можно провести границу в отношении того, что еще не является грехом и что уже греховно. Наверное, в данном случае, как и во многих других, подобных, лучшим руководством могут быть слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Если человек покупает новый мобильный телефон, сумку, пальто и т. п. потому, что они ему нужны, то само слово «нужны» уже дает возможность понять, что ничего предосудительного в этом нет. Если он покупает «просто так», без необходимости, то здесь определенное начало греха присутствует. Хотя бы уже потому, что можно вспомнить древних христиан, которые старались быть умереннее в своих расходах, чтобы иметь, из чего вспомоществовать нуждающимся. Если же приобретение превращается в страсть, которая овладевает душой, то здесь человек оказывается уже в положении раба. И, безусловно, чем большее утешение он находит в материальном, тем меньше делается его душа способной находить утешение в Боге. Да и другой духовный (или просто психологический) закон хорошо известен: сильные желания порождают сильные скорби — хочет человек, но не имеет (ведь порой видит око, да зуб неймет — нет денег, и все тут), а потому переживает, обижается, злится. А иногда, чтобы иметь то, что вожделенно, идет на многие компромиссы или, жестче говоря, сделки с совестью.

Вообще же, если поискать аналогию этому явлению в Священном Писании, то искать придется недолго. Первым человеком, который поддался на «пропаганду шопинга», была наша праматерь Ева. Не было необходимости в яблоке с древа познания добра и зла, но казалось оно привлекательным и сулило утешение…

Протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице:

— Человек так задуман Богом, что его главной радостью должно было быть общение с создавшим его Творцом. После грехопадения человек утратил полноту этой радости и стал искать, чем бы ее заменить. Он стал возбуждать в себе какие-то другие желания и в удовлетворении этих желаний стал видеть для себя утешение. И таким образом в нем образовались три главные страсти, служа которым человек получает радость и удовольствие.

Первая страсть — сластолюбие, стремление доставлять удовольствие своему телу. Вторая страсть — славолюбие, когда человек получает удовольствие, тщеславясь перед людьми или властвуя над ними. И третья страсть условно называется страстью сребролюбия. Это необязательно любовь к деньгам. Это — стремление человека с помощью неодушевленных предметов окружающего мира тоже получить какуюто радость. Так что любовь к шопингу — проявление страсти сребролюбия.

Начать духовную борьбу мирянину святые отцы нередко рекомендуют именно со страсти сребролюбия. Человеку, который страдает страстью к шопингу, для того чтобы бороться с этой страстью, нужно обязательно время от времени проводить ревизию своих вещей и стараться побольше отдавать нуждающимся.

Иногда страсть сребролюбия заключается не в том, что человек обязательно имеет много вещей, а в том, что он все время хочет что-нибудь новое. А вот если мы можем радостно расстаться с вещью, которую только что купили, если мы не горюем, что новое платье у нас оказалось испорченным по какой-то причине — перекрасилось, например, в стиральной машине, значит, у нас, возможно, этой страсти нет.

С другой стороны, конечно, мы должны следить за нашей одеждой, заботиться, чтобы она была аккуратной. Авва Дорофей говорил, что человек должен свою совесть хранить по отношению к вещам, относиться к ним бережно. Конечно, женщина должна одеваться красиво, но целомудренно, помнить, что главное — это украшение души: как говорил апостол Павел, женщина должна украшать себя не многоценною одеждою и не внешним плетением волос, а должно у нее быть украшение внутреннее, «сокровенный сердца человек». О подобном украшении души нужно обязательно заботиться.

Мне кажется, любовь к хождению по магазинам, к покупке вещей — вещь довольно опасная, потому что всякая серьезная страсть начинается с малого. Ведь в Царство Небесное мы с собой эти вещи не возьмем, и магазинов-то там не будет.

Татьяна Орлова, психолог, психотерапевт, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами:

— От приобретения вещей человек получает временную радость: женщина думает, как прекрасно она будет выглядеть в новой кофточке, мужчины покупают какие-то запчасти для автомобиля или компьютера и предвкушают, как они это все установят. Шопинг — такой же способ ухода от действительности, как алкоголизм и наркомания. Любовь к приобретению часто становится серьезной проблемой. У меня есть одна знакомая, она покупает брюки — у нее десятки брюк практически одинаковых моделей. Это, конечно, крайняя форма, но бывает и так — только деньги появились, человек тут же спускает до копейки их в первом же магазине. Человек что-то купил, получил удовольствие. Постепенно он к этому привыкает и начинает прибегать к этому способу всякий раз, когда у него неприятности или когда не хватает адреналина. Мгновенная радость, которую ты приобретаешь, быстро меркнет, и нужны новые подпитки.

Понятно, что покупка вещей дает временную душевную радость. Но разве православный человек не имеет на нее права? Во всем хороша мера. Если покупка вещей становится основным способом утешения, перерастает в привычку, если первое, что приходит в голову, когда ты расстроен, купить что-нибудь, и пока ты не купишь, не можешь прийти в себя — это уже зависимость. Человек старается следовать за последними тенденциями моды и покупает вещи не потому, что они ему нужны, не для себя и своей семьи, а для того, чтобы поддержать свой социальный статус. И вещи становятся выражением не радости, а тщеславия. Важно вовремя это заметить и остановиться. Как же бороться с соблазнами шопинга? Наверное, в торговом центре не стоит забывать, что в каком-то смысле ты находишься на территории врага. Эта территория очень привлекательна, она затягивает. Когда ты гуляешь в парке, ты свободен. Если ты решил что-то купить, ты можешь это обдумать. А в торговом центре ты невольно попадаешься на всякие рекламные приманки, распродажи — есть масса различных уловок, об этом можно прочитать в любой книге по маркетингу. Поэтому очень важно это понимать и не начать себя идентифицировать с образом рекламной картинки.

Подготовили Алиса Орлова
и Юлия Данилова

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »