Суббота, 20 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

БЫТЬ ЛИ РОССИЙСКОЙ ГОВЯДИНЕ


Инвесторы, которые планируют развивать в России проекты по производству говядины, опасаются, что российские банки не захотят их кредитовать на 15 лет, хотя с этого года такая возможность правительством предусмотрена, заявили представители отрасли и эксперты.

С 2012 года в России начала действовать новая госпрограмма развития сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года.

В этом документе впервые отдельно выделена подпрограмма по развитию мясного скотоводства, по итогам реализации которой планируется нарастить поголовье специализированного мясного и помесного скота к 2020 году в 1,8 раза — до 3,6 миллиона голов, а производство высококачественной говядины — до 23 процентов от общего объема производства этого вида мяса по сравнению с 10,8 процента в настоящее время.

Для поддержки инвесторов правительство предусмотрело субсидирование, начиная с 2013 года, ставки долгосрочных инвесткредитов на срок до 15 лет на уровне 100 процентов от ставки рефинансирования ЦБ. Ранее кредиты субсидировали на 8–10 лет. Как напоминает доктор сельскохозяйственных наук, профессор, завотделом Всероссийского научно-исследовательского института животноводства Геннадий Легошин, когда обсуждались меры поддержки, было очевидно, что без долгосрочных субсидируемых кредитов сделать прорыв в отрасли будет сложно.

Кроме того, проекты могут поддерживаться в рамках региональных программ, которые также софинансируются из федерального бюджета. По словам генерального директора Союза производителей говядины Дениса Черкесова, в 2012 году региональные программы по мясному скотоводству действовали в 42 регионах. 

ДАДУТ ЛИ ДЕНЬГИ?

— Сейчас отрасли уделяется очень большое внимание со стороны руководства страны, — признает Черкесов. Наличие отдельной подпрограммы очень важно — это повышает инвестиционную привлекательность отрасли, поясняет он. И конечно, животноводы очень рады такому подспорью как возможность субсидирования 15-летних кредитов.
— Долгосрочные кредиты — это жизненная необходимость для самой долгоокупаемой отрасли животноводства, — добавил Черкесов.
— Но в отрасли есть опасения, что при получении кредитов будут возникать сложности с банками. Хотя я сейчас не могу высказать однозначное мнение. Дело в том, что только с 1 января вступило в силу новое постановление, и такой практики — ни положительной, ни отрицательной — не накопилось, — продолжает Черкесов. По его словам, реакция банков будет ясна через 2–3 месяца.

Действительно, сельхозпроизводители жалуются, что получить в банке кредит даже при наличии решения правительства о субсидировании очень сложно, подтверждает Легошин.

— Никакие банки 15-летние кредиты в России не выдают, у них нет таких длинных денег, как в других странах. Возможность субсидирования на 15 лет — это хорошая мера, если вдруг появится такая возможность у банков, или если речь будет идти о пролонгации ранее выданного 10-летнего займа, — говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

По его словам, сегодня основная доля долгосрочных кредитов — восемь лет.

— Да, наши банки по большому счету располагают весьма скромными кредитными возможностями по сравнению с крупнейшими банками мира. Здесь у них проблемы есть, но не настолько,  чтобы отказывать в долгосрочных кредитах, учитывая, что на уровне государственной политики предусмотрена такая возможность, — отмечает в свою очередь Легошин.

По его словам, решение о том, смогут ли животноводы получить необходимое кредитование, зависит от того, какое будет взаимопонимание бизнеса, банков и правительств всех уровней — и федерального, и региональных.

ТОЧКИ РОСТА

Как утверждает Черкесов, на сегодняшний день мясное скотоводство имеет самый большой потенциал с точки зрения динамики роста среди всех подотраслей в животноводстве.

— Поголовье мясного и помесного скота за последние четыре года выросло в два раза, а в структуре производства говядины за последние 4–5 лет производство говядины от мясного и помесного скота выросло с двух до десяти процентов, — поясняет он. 

Мясное скотоводство развивается не только за счет крупных единичных проектов — рост происходит и в секторе средних и мелких сельхозпредприятий, а также в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств.

— Да, мы пока не замечаем серьезных изменений на прилавках магазинов, но это только начинающее свой серьезный рост направление, — добавляет Черкесов. Если говорить о мировой практике, то в Европе, США, Канаде, Австралии, в общем поголовье крупного рогатого скота (КРС) 40-60 процентов занимает мясной и помесный скот и, соответственно, объем производства высококачественной говядины превышает производство говядины от молочного скота. Но и в России уже появилась в ряде крупных сетей высококачественная говядина от отечественных производителей, — добавил он.

С вводом новых проектов в магазинах будет все больше качественной и доступной по цене продукции, уверен представитель союза.

— В госпрограмме написано, что через восемь лет до 23 процентов в структуре производства говядины должно занимать мясное скотоводство. Уже произошел рост с двух до десяти процентов. Это очень существенный рост и его надо поддерживать, — отметил он.

Черкесов напомнил, что, согласно госпрограмме, к 2020 году планируется увеличить производство высококачественной говядины в 2,5 раза — до 750 тысяч тонн.

— Я думаю, этот показатель реально достигнуть, если будет доступность инвестиционных кредитов на тот срок, который прописан в госпрограмме — до 15 лет, — добавил Черкесов.
— Если птицеводство и свиноводство — уже сформировавшиеся «взрослые» отрасли, набрали определенную мощь, то наша отрасль, по сути, только зарождается, поэтому и требует особой государственной поддержки. А ведь любой родитель к маленькому ребенку должен относиться с большим вниманием, чем к совершеннолетнему, — подчеркнул Черкесов, вместе с этим добавив,
что государство должно поддерживать все отрасли в сельском хозяйстве в соответствии с теми задачами, которые оно перед ними ставит.

По его словам, сегодня в отрасль приходят в основном российские инвесторы, «хотя уже появляется интерес и у иностранных инвесторов».

В Национальной мясной ассоциации также видят перспективы развития мясного скотоводства в РФ.

— Не разделяю точку зрения о том, что раз экономически сложнее привлекать ресурсы в производство КРС и здесь более длительный срок окупаемости, то тогда давайте сосредоточимся только на мясе птицы и свинине, — отметил Юшин, добавив, что в России достаточно земельных, водных и прочих ресурсов, чтобы заниматься разведением КРС.

Причем, Юшин также обратил внимание на то, что в настоящее время каждая из животноводческих подотраслей нуждается в господдержке.

— Особенно сейчас трудно свиноводам, которые из-за роста цен на корма, снижения ввозных пошлин на свинину и ужесточения конкуренции несут убытки, — добавил он.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА

Говоря о мясном скотоводстве, Юшин отметил, что с точки зрения выхода на внешние рынки, эта подотрасль в плане ветеринарной ситуации даже более перспективна.

— Например, по свинине у нас естественным ограничителем будет атипичная чума свиней. А на говядину в потенциальных странах-импортерах спрос будет только расти, — сказал эксперт.
— Но сейчас, конечно, мясное скотоводство находится практически в зачаточном состоянии. Хотя стоит отметить, что даже такие меры господдержки, как субсидирование ста процентов ставки рефинансирования ЦБ и трех процентных пунктов ставки кредита уже дали своей результат — поголовье КРС мясного направления растет даже более быстрыми темпами, чем это предполагалось госпрограммой. Интерес у людей есть, — продолжил эксперт, отметив также, что эта отрасль дает 7–8 рабочих мест в других отраслях.

Кроме того, развитие скотоводства, особенно пастбищного, позволяет возвращать в оборот огромные объемы заброшенных земель сельхозназначения.

— Ведь далеко не везде у нас целесообразно сеять зерно, но в тоже время многие районы прекрасно подходят для пастбищного скотоводства, — добавил Юшин.

Потребление говядины согласно нормам питания составляет около 20-22 килограммов на душу населения, отметил Легошин.

— Причем, есть много научных данных, в том числе новейших, о том, что говядина обладает уникальными свойствами по поставке полезных веществ в организм человека, — добавил профессор.

В настоящее время потребление говядины в РФ составляет около 18 килограммов (при общем потреблении мяса в 69 килограммов), из которых 12,5–12,6 килограмма приходится на отечественное производство, остальное — на импорт.

— Но даже просто удержать этот уровень, не говоря уже о его увеличении, без развития мясного скотоводства невозможно в силу того, что возможности молочного стада, на которое пока приходится основной объем производства говядины, в нашей стране сокращаются. То есть молочное поголовье продолжит сокращаться. И тот же объем молока, что есть сейчас, будут получать за счет роста продуктивности коров, — добавил представитель Всероссийского НИИ животноводства.

По его оценке, производство говядины в РФ является перспективным.

— Есть основания полагать, что те темпы роста уровня доходов и платежеспособного спроса, которые мы сейчас наблюдаем, будут расти. Это служит основанием того, что производство не будет напрасным, — говорит Легошин.

Как отмечает руководитель исполкома НМА, при развитии мясного скотоводства высококачественная говядина должна становиться доступнее для населения.

— Понятно, что есть дорогие части туши, но есть отруба, которые могут быть конкурентоспособными по цене по сравнению со свининой, — отмечает Юшин. И потенциал увеличения доступной по цене говядины в России есть, считает эксперт. — Одновременно мы должны ставить задачу по выходу с высокосортными отрубами на внешний рынок, — подытожил он.

КОМУ КОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО?

Роспотребнадзор предлагает радикально изменить систему контроля продукции животного и растительного происхождения в Таможенном союзе.

35 видов продуктов, в том числе любое мясо, свежее и охлажденное, субпродукты, живую рыбу, ракообразных и моллюсков, молоко, предлагается вывести из-под ветеринарного контроля. А контроль над качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки — передать в Роспотребнадзор (его полномочиям эта функция соответствует больше, говорится в документе). Такие предложения содержатся в двух документах за подписью руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Первый — разосланный на межведомственное согласование проект доклада в российское правительство о реализации техрегламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Второй — письмо в аппарат правительства о проекте постановления, которое должно определить уполномоченный орган России по контролю над соблюдением техрегламента ТС «О безопасности зерна».

Какой орган должен контролировать 35 видов продуктов вместо Россельхознадзора, в документах не сказано. Пресс-служба Роспотребнадзора на запрос не ответила.

Сейчас функции контроля над пищевой продукцией разделены де-факто между Россельхознадзором и Роспотребнадзором по принципу: то, что может содержать микроорганизмы, вызывающие болезни животных или растений, — это компетенция первого, все, что имеет отношение к потребительским свойствам продукции, — в ведении второго, рассказывает источник в Россельхознадзоре.

Если представить, что предложения Роспотребнадзора могут быть приняты, то будет разрушена вся система продовольственной, биологической и пищевой безопасности, говорит представитель Россельхознадзора. Российские границы будут открыты для всей сомнительной продукции в мире, а страна, не имеющая возможности обеспечить собственную биологическую безопасность, будет лишена доступа на международные рынки, продолжает он.

Оба документа Роспотребнадзора датированы 8 февраля 2013 года и направлены в Минсельхоз РФ. Источник в этом ведомстве подтвердил: в министерстве их получили, но оно готовит ответы и еще не выработало позиции. Источник в правительстве сказал, «что вопрос, касающийся техрегламента «О безопасности зерна», будет обсуждаться в администрации президента при  рассмотрении самого проекта (когда это может произойти, он не сказал). Высокопоставленный чиновник Минсельхоза раскритиковал предложения Роспотребнадзора и высказал сомнения в том, что они будут поддержаны.

Зачем нужно отвлекать ресурсы и время на обсуждение этих совершенно неактуальных вопросов, когда в стране есть масса нерешенных проблем, недоумевает Виктор Линник, президент и совладелец «Мираторга», одного из крупнейших агропромышленных холдингов страны. По словам Линника, в большинстве стран мира контроль над пищевой продукцией осуществляется единым органом, созданным на базе ветеринарного ведомства. «Мы не можем добиться принятия закона о ветеринарии, не можем создать единую ветслужбу по всей стране, — возмущен Линник, — а Роспотребнадзор претендует на полномочия, которые он сам осуществить не может технически и не должен».

У Россельхознадзора надо не отнимать функции контроля, а добавлять их, считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Нынешняя система контроля над зерном, в которой у Россельхознадзора нет необходимых функций, приводит к тому, что зерно в целом в стране достаточно низкого качества и может быть экспортировано только в небогатые и непритязательные страны, тогда как надо ориентироваться на премиальные рынки, например Саудовской Аравии и Японии. 

Агентство АгроФакт

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »