Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Самостоятельность и самодеятельность


Иногда бывает тяжело. А иногда - настолько тяжело, что сил никаких нет терпеть. И, что хуже всего, сколько ни пытаешься понять, за какие прегрешения тебе это все, никак не поймешь.

Вроде бы и грехов особо тяжких нет. И жизнь церковная ни в чем не ущербна. И ни на кого не обижаешься так, чтобы обида эта между тобой и Богом встала. И трудишься не покладая рук, и работаешь, и стараешься… В чем же делото? Почему так тяжко? Так, что кажется: еще немного, и просто свалишься и все? И мало того: почему все так запутанно, так сложно, так головоломно? И приходит иногда ответ - ясный, простой, удивительно четкий. Да потому, что ты давным-давно все делаешь… сам! 

Ну, правильно, сам. А кто же еще должен за тебя все делать?

Да нет… Сам - то есть без Бога, самостоятельно, самодеятельно в некоем особом смысле этих слов.

Этого не объяснить человеку неверующему, хотя он-то страдает от сей болезни тоже немало. Но верующий - больше. Ведь он знает, на опыте своем уже не раз убеждался, что это такое - когда Господь все делает как бы за, вместо тебя. И когда Он отступает и дает тебе потрудиться одному, чтобы ты почувствовал, каково с Ним и каково без Него. 

Это иногда становится наказанием за гордость, за превозношение, иногда - за осуждение других, иногда - за неблагодарность. Но «любящему Бога» и притом внимающему себе «все содействует ко благу» (Рим. 8: 28). В том числе и промыслительное оставление. И стоит только все осознать, ощутив перемену, покаяться, как становится много легче и лучше.

Однако все гораздо сложней, когда не Господь от тебя отошел - по милости Своей, а ты от Него - по неразумию твоему: неосознанно, ненамеренно. Неосознанного и ненамеренного так часто не замечаешь - пока совсем до края не дойдешь…

Как это бывает и с кем? Да то-то и оно, что приключается эта беда нередко с людьми в высшей степени благонамеренными, неленивыми, ревностными даже - как в духе Мариином, так и в Марфином.

Берет на себя человек ношу - вроде бы и по силам. А потом добавляет еще. И еще. И еще… И идет шаг за шагом вперед, не останавливаясь, не сбавляя темпа. И дела хорошие, нужные делает. И людям помогает. И подвизается, как может. Но, начиная с какого-то момента, все это - сам. И в конечном итоге чаще всего - слом. «Какой-то момент» в действительности вполне определенный - тот, в который человек перестает задаваться вопросом, а угодно ли то, что он намеревается предпринять, Богу. Перестает о разумении воли Божией молиться. Перестает прислушиваться к тому, что отвечает ему на эти молитвы его собственное сердце: мирно ли, смиренно ли, живо ли памятью о Господе и любовью к Нему оно? Или холодно и ожесточенно, замкнуто, сжалось?

Тут такой риск превратиться из Павла в Савла и услышать вдруг: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 5)! А еще больший - не услышать. Мне запало в память выхваченное как-то раз из проповеди хорошо знакомого мне священника: почему Петр начал утопать? Потому что убоялся? А с чего вдруг? На воду в бурю ступить и пойти по ней по слову Спасителя не убоялся, а когда уже шел благодатью Божией по поверхности ее, словно по земле, тогда убоялся? Нелогично как-то… Не оттого ли все, что подумалось ему в какой-то момент, что это сам он идет? Не забыл ли он на мгновение о Том, Чьей силой и волей вода уподобилась тверди? Если так, то что ж удивительного, что испугался, что тонуть стал?

Я не знаю, и никто из нас не знает, как это на самом деле было с апостолом. Но то, что с нами это сплошь и рядом происходит, факт.

Когда начинаешь что-то ради Бога: дело какое-то, работу, жизнь, похожую на подвиг, - то Господь, «и намерения целующий», подает щедрую Свою помощь. И ты идешь - осторожно, благоговейно -  вперед, боясь, как бы ни оступиться, не согрешить, не лишиться этой Божественной поддержки. И постепенно втягиваешься, привыкаешь к трудам и подвигам, они становятся чем-то обыденным и вроде бы посильным.

И вот то, на что ты прежде испрашивал благословения, о чем молился, ты начинаешь делать сам. И получается! По инерции, по привычке. И больше получается. И еще больше. И, может быть, долго ты так живешь - в зависимости от обстоятельств, от естественных способностей своих и от многих еще факторов внешних. 

Но рано или поздно все же чувствуешь, что тебе не просто тяжело, как раньше бывало, а все, нет больше сил. Чувствуешь: еще немного - и надорвешься… Так со многими случается. И с очень ревностными, и с не очень, и даже с совсем не ревностными порой.

Риск надорваться, правда, есть. И сломаться. Вот почему так важно, поняв, что самодействуешь, остановиться и разобраться: отчего так? Отчего ты остался один? Оттого, скорее всего, что дела Божии вознамерился делать, о Боге забыв. Чудно звучит, но весьма часто бывает. Где? Да в нашей, церковной среде. Из-за чего ж иначе приходится видеть то и дело постников озлобленных, молитвенников сумрачных, соцработников ожесточенных?

Знаем, что то и это - дела богоугодные. Но когда именно угодные, как и с каким сердцем приступить к ним - эти вопросы нередко и на ум не приходят. Вот и выходит, что делаем их подчас и не богоугодно, и даже прямо-таки Богу противно, и на самом деле - Ему противясь. Не замечая этого совершенно. А только… Только чувствуя ту самую тяжесть, от которой сил жить уже не остается. И никак этого не избежать, никак не застраховаться, если не останавливаться почаще на путях своих и не проверять: пути мои Божии ли при том? Или нет? Кто-то скажет, конечно: а как разобраться, как быть уверенным в правильности ответа на этот вопрос? Есть один секрет… Если будешь готов остановиться, или свернуть, или даже вспять обратиться, если только поймешь, что такова воля Божия, то Господь ответ - ясный, вразумительный - тебе обязательно даст. А если нет, то зачем он тебе? Когда после долгого периода самодеятельности и самостоятельности вновь чувствуешь себя не только водимым рукой Божией, но и всецело в этой руке находящимся, ею держимым, то понимаешь всю силу и глубину евангельского: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Ничего доброго, разумеется. И в сердце у тебя рождается отклик: «А я, Господи, и не хочу без Тебя…».

Игумен Нектарий (Морозов).

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »