В одиночку расписала храм
Жительница Волгоградской области, художница Ирина Бароха совершила уникальный для женщины поступок — в одиночку расписала православный храм.
Шесть лет работы, восемьсот квадратных метров росписи от потолка до пола, включая купол, лики святых — все внутреннее убранство храма Серафима Саровского в городе Волжском сделано ее руками.
На прошлой неделе советник канцелярии главы Российского императорского дома Кирилл Немирович-Данченко вручил художнице орден Святой Анны — высшую императорскую награду, которой удостаиваются женщины.
По словам Ирины Барохи, история знает и другие примеры женщин-иконописцев — например, после революции жила тайная монахиня Иулиания Соколова, которая официально была советским оформителем, но при этом тайно приняла постриг и писала иконы, а после войны расписывала палаты Троице-Сергиевой лавры.
Говоря о современном искусстве, художница посетовала, что если раньше в архитектурные проекты обязательно закладывали два процента на художественные монументальные работы, то с 1990-х годов, как появились пластик и стекло, никакого украшения зданий не стало, «и мы видим бездушную стеклянную безвкусицу».
- Сейчас пытаются вернуть утраченное, но мастеров почти не осталось. Да и высшая школа уходит, что у монументалистов, что у живописцев. Раньше в школу живописи был тщательный отбор. Поступали и по блату, но человек без таланта долго не учился — отсеивался. А теперь за учебу нужно платить немалые деньги. А если ты поступил на бюджетное, то еще и жить на что-то надо. И молодые специалисты вынуждены идти за деньги заниматься дизайном, а все, что за деньги, убивает творчество, — считает Ирина Бароха.
По ее мнению, искусство сегодня «умирает не только у нас, во всем мире». Побывав во многих странах, художница пришла к выводу, что на Западе в целом идет «тенденция к средней эстетике — не искусству, которое заставляет душу «ахать», а именно средней эстетике, когда мы видим красивое сочетание цветов, дизайн, постеры и эстампы.
Это увлечение Западом гибельно для россиян, полагает Ирина Бароха.