Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСУДАРЕЙ


В центре столицы, в Александровском саду у Кремлевской стены смонтирован и подготовлен к торжественному открытию отреставрированный монумент в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых.

Его освящение намечено на праздник Казанской иконы Божией Матери — День народного единства. Одним из главных инициаторов восстановления исторического лица российской столицы и установки монумента Царскому Дому Романовых стал фонд «Возвращение», видную роль в котором играет президент агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий. Корреспондент «Церковного вестника» наблюдал за финальными аккордами воссоздания исторического памятника, впервые появившегося у Кремлевской стены без малого сотню лет назад.

ОСВЯЩЕННЫЙ ИВЕРСКОЙ ИКОНОЙ

Московским старожилам и знатокам столичной истории этот монумент возле знаменитого грота, конечно же, известен. Правда, последние 95 лет он менял как свой облик, так и «прописку». И вот теперь историческая правда восторжествовала: вместо девятнадцати фамилий социалистов-утопистов на нем снова нанесены имена семнадцати государей из рода Романовых, а также державные символы дореволюционной России.

Инициатива установки памятника в начале прошлого века исходила от городских властей. В январе 1911 года этот вопрос подняла Комиссия о пользах и нуждах общественных Московской городской управы, рекомендовавшая воздвигнуть к приближавшемуся юбилею монумент наподобие обелиска в Троице-Сергиевой лавре (на нем запечатлены узловые моменты «биографии» этой обители). В следующем году состоялся открытый конкурс. По его итогам решили воплотить в камне работу занявшего второе место архитектора по квартирному довольствию войск Московского гарнизона Сергея Власьева, так как проект-победитель конкурсная комиссия посчитала неоправданно дорогим.

Функционально власьевский гранитный памятник состоял из трех больших компонентов. Внизу располагался окруженный живописным цветником большой цоколь. На него опиралось массивное основание с надписью-посвящением и изображением Георгия Победоносца, несшее на себе восемь геральдических щитов с гербами, составлявших Российскую Империю царств (московского, казанского, астраханского, польского, сибирского, херсонотаврического и грузинского), а также соединенными гербами четырех великих княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского, Финляндского). Наконец, верхний уровень походил на иглу в виде поставленных друг на друга квадратных в плане монолитных блоков (сторона нижнего — один метр 38 сантиметров. На «игле» перечислялись (причем, не в более привычном сегодня хронологическом порядке снизу вверх, а наоборот — сверху вниз) все самодержцы романовского рода от Михаила Федоровича до Николая II.

Семнадцать имен государей и государынь, если точнее, умещались на шести блоках; седьмой же, самый верхний, нес на себе изображение родового романовского герба (грифона с мечом и щитом) и одновременно служил опорой для позолоченного двуглавого орла.

Совместить открытие памятника с юбилейными торжествами не получилось: император, будучи в старой столице на празднествах в мае 1913 года, лишь ознакомился с проектом и одобрил его. После этого на Цветном бульваре соорудили временный памятник. Да какой! Он повторял очертания власьевского монумента, но собран был полностью… из живых цветов. 

Заложили мемориал у главных ворот, ведущих в сад с Воскресенской площади, 18 апреля 1914 года. Городское управление освоило ассигнованные на все работы 50 тысяч рублей удивительно быстро: торжественное открытие монумента под официальным названием «Обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых» состоялось уже 10 июля. Освящали его великим торжественным чином, с выносом из соседней часовни чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

ДЕВЯТНАДЦАТЬ ВМЕСТО СЕМНАДЦАТИ

Увы, гранитному мемориалу не суждена была счастливая судьба. Одним из первых документов советского правительства, изданных после переноса столицы в Москву, стал Декрет Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Видимо, это не случайно: большевистская верхушка не могла спокойно руководить страной, когда в Кремле на нее смотрел изваянный в камне Александр II, а на Тверской площади напротив Моссовета восседал на коне генерал Скобелев.

Попал под горячую руку, причем, очень скоро, и власьевский монумент. Уже в течение августа — сентября 1918 года трудами архитектора Николая Всеволожского он превратился в Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся.

Орла, естественно, сняли, все надписи и изображения с гранита сбили. Щитки из-под гербов оставили пустыми, центральную часть основания заняли надписями «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». А вот на месте грифона и имен самодержцев появились фамилии 19 социалистов. В отличие от дореволюционных резных букв, новые слова были пробиты в стесанном снаружи гранитном монолите (то есть «смотрели» внутрь, а не наружу).

Выбор увековеченных в 1918 году мыслителей из сегодняшнего дня кажется как минимум странным. К примеру, там не оказалось ни единого большевика, зато были народник Михайловский, анархист Бакунин и меньшевик Плеханов. С Марксом и Энгельсом более-менее ясно, наследие Чернышевского тоже хорошо соответствовало целям и задачам соцпропаганды, но вот дальнейшая мешанина из фамилий утопистов (в числе которых, к слову, присутствовали три католических священника) сейчас представляется едва ли не кашеобразной. 

Возможно, то были личные пристрастия составлявшего список «красного» искусствоведа Владимира Фриче. Как бы там ни было, после революционного преобразования монумент относился к основным московским достопримечательностям уже с очень большой натяжкой. А когда в 1966 году его передвинули к гроту в связи с оборудованием Могилы Неизвестного Солдата, он и вовсе едва ли не потерялся в более значимом архитектурно-мемориальном окружении.

— Предложения о воссоздании Романовского обелиска настойчиво звучали несколько последних лет, — говорит председатель Правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену, сопредседатель Союза православных женщин Галина Ананьина. — Например, официально выходил на высшие должностные лица страны с этим вопросом фонд «Возвращение». Но со всей очевидностью необходимость возвращения исторического облика монументу проявилась только после установки в Александровском саду памятника священномученику Гермогену. 

БЛИЖЕ К ГЕРМОГЕНУ 

Идею единогласно поддержала Комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе. При организации-балансодержателей памятника — Управлении делами Президента России — была создана специальная рабочая группа, решившая отреставрировать памятник в рамках продолжающегося благоустройства Александровского сада. Помимо Ананьиной, в авторский коллектив вошли трудившиеся над памятником Гермогену народный художник России Салават Щербаков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский. Их задача существенно облегчалась обнаруженными в Центральном историческом архиве Москвы чертежами и эскизами власьевского проекта.

— Но прежде нужно было обследовать существовавший памятник, — рассказывает Салават Щербаков. — После демонтажа в июле-августе этого года мы внимательно осмотрели все его части. Основная выявленная проблема оказалась связана с блокомнавершием. Похоже, двуглавого орла удаляли варварски, а, быть может, он никак не хотел покидать вершину, но этот блок оказался в критическом состоянии. Фактически он раскололся на четыре части, использовать которые в дальнейшем не представлялось возможным. Поэтому мы решили заменить эту деталь новоделом. Новый блок вытесан из карельского гранита, добытого на том же самом карьере Куру-грей в Финляндии, что и исторические камни-аналоги. Остальные компоненты можно использовать в монументе и дальше, хотя переезд памятника в 1966 году не пошел им на пользу. Гранитные блоки и камни гранитной облицовки кое-где смещены, швы потеряли герметичность, отмечены отдельные сколы гранита.

— Кроме того, за век гранит основательно потемнел, — объясняет реставратор-каменщик Сергей Зайцев корреспонденту «ЦВ» на площадке. — Видите, как сильно отличаются тона старой и новой облицовки? Сейчас мы скрупулезно чистим исторические камни от атмосферных загрязнений, так что на торжественном открытии на памятник приятно будет посмотреть. 

Кстати, смотреть на него теперь лучше не с Аллеи городов-героев, а из центра верхней части Александровского сада, от скульптуры Патриарха Гермогена. Фасад монумента развернут по сравнению с прежней ориентацией на 90 градусов в левую сторону.

— Это было сложное решение, принятое после перебора многочисленных вариантов, — объясняет заместитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ВИП СЕРВИС ПРОЕКТ» (организация — проектировщик реконструкции и реставрации) Михаил Лапин. — Обусловлено оно наилучшим, максимально удобным обзором памятника с разных точек. 

Кроме того, восстановлена геометрия пострадавших блоков, подработаны швы, заменен проржавевший металлический крепеж. Вернулся на свое место и позолоченный орел (его тоже пришлось отливать из бронзы заново, по архивным чертежам). Но главное, конечно, — буквы. Выполненные, как и век назад, в шрифте неорусской стилистики, они в полном соответствии с исторической правдой снова резные, выточены поверх единого гранитного монолита. Для этого камни, что вполне понятно, пришлось опять стесывать по всему фасаду. Как показывают подсчеты, в общей сложности каждый блок за век похудел примерно на два-два с половиной сантиметра. В относительном выражении это немного: около двух процентов. Но как же весомо в историческом измерении!

Остается надеяться, что это возвращение исторической правды монументу в Александровском саду окажется последним. И больше никому не придет в голову обтесывать исторический гранит, чтобы написать на нем что-нибудь иное. 

«Церковный вестник»


'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »