Пятница, 19 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«Будет он обителью и слугой святой Троицы»


К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен – настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий – духовный наставник для всей Русской земли.

Ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения – вот что всегда отличало святого Сергия как при его земной жизни, так и по переходе в вечность. Вот почему преподобный Сергий еще называется великим печальником земли Русской. Всякая печаль простых людей находила отклик в душе преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение.

Преподобный Сергий – святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келье и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому народ тянулся к нему.

Самая особенность русского монашества, образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что наше монашество не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы нам представилась возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то мы увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые – вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния, беды и горести, надежды и молитвенно, от глубин самого сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена земли Русской. Такие люди приходили к нему еще и при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. Он и в чудотворении был до конца верен смиренной кротости, которой следовал всю жизнь.

В чем еще уникальность святого Сергия Радонежского в сонме святых Русской Церкви?

Преподобный Сергий – первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за четыре года до кончины Преподобного.

Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это, конечно, было предзнаменовано до рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший святого в младенчестве, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий посвящает самый первый храм Пресвятой Троице. Именно после этого на Руси стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь, как гласит древнее предание, «в честь и похвалу преподобного Сергия».

Знакомясь с житиями святых, мы можем отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила – в образах огня и света.

Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святой Чаши. И преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, носителем особо возвышенной духовной жизни.

Диакон Валерий Духанин.

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »