Среда, 24 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«И обретаются два крыла – души и тела …»


- Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прочитали третью часть Великого Канона Преподобного Андрея Критского. В чем сущность этого чтения? Птица не может летать об одном крыле. То же самое и существо человека.

Вся практика нашего земного странствия сводится к одному-единственному, самому главному знанию, а именно: найти равновесие в Духе Святом для нашей личности. И тогда обретаются два крыла – души и тела. Обретается целокупная во единице двоица, которая, собственно, и есть пред Лицем Божиим состоявшаяся человеческая личность. И вот такая состоятельная пред Лицем Божиим личность является деятелем, деятельной в человеческой истории.

Мы с вами коснулись на предыдущем Богослужении истоков трагедии Украины. Сегодня я хочу продолжить эту тему. Во времена правления великого Государя Императора Петра I, после кончины патриарха Адриана, Государь Император Петр I, подражая английским монархам, установил чрезвычайной значимости новшество в нашей национальной государственной жизни. Он объявил себя главою Российской Православной Церкви. Этот шаг привнес колоссальные искажения в нашу государственную, церковную и общественную жизнь.

Пока был жив духовник Государя – епископ Митрофан Воронежский, он мог Государю сказать в лицо, когда тот призывал его освятить новый построенный дворец: «До тех пор, пока не уберешь с фасадов дворца этих языческих идолов, дворца освящать не буду и больше к тебе не приду». И Государь прислушивался к воле маститого старца и своего духовного отца, жительствовал как-то в пределах традиций Святого Православия. Епископ Митрофанпромаливал жизнь Государя. Один-единственный пример вам приведу их глубочайшей связи и взаимной любви и в Боге доверия.

Когда началась Полтавская битва, Государь надел крест с мощами святых Божиих угодников – энколпион, отеческое благословение, и пошел на битву с неприятелем. Государь, как вы знаете, был самоотверженным человеком, в битве себя не жалел и часто подставлял свою грудь под пули. Так и в этот раз. Неприятельская пуля ударила ему в грудь, но святой энколпион – благословение духовника – спас ему жизнь. Государь достал изогнувшийся от удара пули крест и потом, в восторге от победы, еще долгое время показывал багровый синяк на своей груди, который оставил, защищая его жизнь, святой крест.

Но после смерти духовника, епископа Митрофана, Государь оказался в очень сложныхобстояниях. Группа его ближайшего окружения, его фавориты, постоянно усиливались враждою между собой, борясь за душу и влияние на Государя. И, безусловно, в этот период им были допущены известного рода ошибки.

Этот перекос, это чуждое, фактическиангликанское влияние глубоко расщепилнаше национальное сознание и государственную жизнь. И так продолжалосьфактическидо начала XX столетия.

Наш святой Великий Мученик Государь Николай Александрович хорошо понимал трагедию государственно-церковных взаимоотношений. И поэтому незадолго перед трагическим 1905 годом он призвал членов тогда Святейшего Синода и, обращаясь к ним, он сказал поразительные слова такого содержания: «Ваши Преосвященства, Я и Моя Супруга готовы принять монашество, и я желал бы восстановить исконное устроение русской Православной церковной жизни. Если вы соблаговолите, то по принятии монашества, я стал бы патриархом Всероссийским».

Вот здесь очень важно понять устроение Церкви. Император является и являлся, как выражались древние византийские богословы, внешним епископом Церкви. То есть в своем сане Император был равен епископу, поэтому причащался Он Царскими Вратами у престола. Эту практику, кстати, потерянную в петровскую эпоху, возродил наш святой Царь-Мученик Император Павел I. И вот здесь произошло поразительное. Епископат, эти старейшие и почтенные старцы, промолчали, так как каждый из них думал также о патриаршестве: я от юности монах, который прожил жизнь свою в подвигах благочестия, а Он – Государь, который провел иную жизнь. И как он может дерзать поставлять пред нашим лицом столь ответственный и судьбоносно важный ответ?!

И, что поразительно, обратите внимание: никто из предстоящих митрополитов и епископов не дал Государю ответ! Государь долгие минуты смотрел на них испытующе и ждал решения своей судьбы, судьбы Своего святого Семейства и, фактически, изменения нашей национальной истории. Как некогда Император Петр I своим рескриптом изменил историю, так Государь Император Николай II имел власть Своим рескриптом изменить современную русскую историю и историю государства и Церкви.

Он не дождался ответа. После этого Государь дистанцировался от членов Святейшего Синода, ибо почувствовал их подлинное настроение. И, к сожалению, он не ошибся в своей оценке епископата и его духовно-нравственного состояния. В самый решительный и трагический миг, 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, остались верными Государю только шесть епископов. Все остальные епископы, обласканные монаршей милостью, получавшие от него бриллиантовые кресты и награды, драгоценные панагии, получавшие от него возможность жить богаче, чем кто бы то ни было во всех пределах Российской Империи, – они все до единого, за малым исключением, предали своего Государя.

Ни один из епископов после ареста Царской Семьи в Царском Селе не возвысил своего голоса в защиту Государя! Ни один! И, тем более, ни один не протестовал против того, что Государя и Его Августейшее Семейство увезли в Сибирь: сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург для совершения над ними ритуального убийства. Ни один не возвысил голос!

Что же произошло некогда на Украине? С момента возглавления Императором Петром I Церкви сдвинулся строй духовной жизни. Епископат будущий угождал уже не Господу своему Иисусу Христу, своему Главе, а старался поближе пробиться к петербургским властям. Возникло совершенно чудовищное искажение. Стали «духовные» люди делать карьеру. И для того, чтобы сделать карьеру, они отрекались от Святого Православия, как я уже говорил, присягали на верность Римскому епископу, получали образование «богословское». И за счет своих риторских способностей, элементарной начитанности и, безусловно, некоторой осведомленности в богословских современных вопросах, каждый соревновался сдругим, чтобы как можно больше приблизиться к лицу Государя, занять место придворного епископа.

Этостало началом краха. В церковной жизни подлинное благочестие было вытеснено на периферию церковной жизни. Старцы стали редкостью, они вызывали подозрение епископата, как ревнующие о собственной славе и карьере, а не о Божией славе. Обратите внимание, еще совсем незадолго до этого преподобный Серафим Саровский был притесняем. От кого? От своего нижегородского епископа. Настоятель Саровской обители писал доносы на преподобного Серафима Саровского! Потому что он им не нравился и не был понятен. Но обладал необыкновенной властью, влиянием и всероссийской славой.

То же самое Амвросий Оптинский. На него писали доносы калужскому архиерею в Калужскую консисторию. В чем же его обвиняли? В женском монастыре живет. Вдумайтесь в это! Преподобный Амвросий Оптинский! Какую горькую чашу он испил от этих потерявших духовное разумение церковных властей и тупых консисторских чиновников!

Это и привело к колоссальному разделению. С одной стороны – полнота Богу верного народа, как малоросского, так и великоросского, окормлявшегося практически уже исключительно старцами и старицами, которые несли в себе полноту вселенского Православия и Даров Духа Святаго. Они утешали народ, исцеляли духовно народ и были его духовными отцами и матерями. А с другой стороны – аристократия, которая всегда симпатизировала европейской моде, как на одежду, так и на новые интеллектуальные веяния и мысли.

При Императоре Петре Великом знать малороссийская оказалась вне интересов государственного Российского строительства.

Так и сегодня. Уже по причине семидесятилетнего безбожия новая правящая элита Украины фактически оказалась вне всероссийского, всеславянского строительства и государственной жизни. Поэтому то, что сегодня происходит, удивительно еще одной глубокой тайною, на которую мое внимание обратил наш отец диакон Алексий.

Богословие Киево-Печерских отцов стояло на чрезвычайно важной концепции, а именно: Киев – второй Иерусалим. События современного Киева, трагизм его современной церковной жизни практически привели к тому, что Москва стала вторым Иерусалимом.

Это прозревали великие старцы Святой Руси. В этом, собственно, и была дверь спасения Государства Русского после польско-литовского нашествия. И Царь Василий Шуйский, и Царь Борис Годунов глубочайшим образом постигали именно эту тайну развития нашей церковно-государственной жизни. И поэтому при них было начато удивительное собирание святынь. Я вам говорил как-то уже о том, что в Успенском соборе Московского Кремля ковчег для Святых Даров на престоле был изготовлен в виде горы Синайской, из чистого золота отлит этот ковчег, с предстоящим пророком Моисеем, имеющим в руках скрижали Завета. Ибо в этот сложнейший период польско-литовской интервенции богословская мысль имела колоссальный взлет и понимание истоков трагедии, которую переживали тогда нация и государство. Россия – второй Израиль, и Москва – второй Иерусалим.

Этоглавное откровение сегодняшнего дня и событий духовных 2015-го от Рождества Христовагода. К Москве приходит особая Благодать, особое, от Лица Божиего, мессианское служение. И нам предстоит пройти, к сожалению, через многие и многие испытания, потому что, буду откровенным, война стоит на границе России как никогда реально и близко.

Старшие по возрасту наши прихожане прекрасно помнят время Карибского кризиса. Я вспоминаю, как меня отец ночью разбудил, прощаясь перед отъездом на Кубу.

Так вот, дорогие мои, сегодня мы переживаем нечто подобное. Если американцы введут на Украину свои войска, то, конечно, ситуация очень осложнится. Сейчасвсе зависит от нас с вами, от народа Божиего, от нашей верности Господу Богу, от нашей решительности пред Лицем Божиим, от нашей окрыленности духовной, от нашего дерзновенияв молитве покаянной.

Поэтому мы усердно сегодня просим Господа Бога о том, чтобы Господь, прежде всего, простил грехи нашего епископата, который, как и в минувшие времена, особенно XIX – начала XX века, к сожалению, состоит из людей прозападной ориентации.

Разбирая в эти дни свой архив, я обнаружил целую папку телеграмм, обращенных к митрополиту Никодиму (Ротову) после смерти патриарха Алексия I. Фактическивсе главы Церквей, послы европейских стран и другие отправляли митрополиту Никодиму (Ротову) соболезнования по случаю смерти патриарха Алексия I. А местоблюстителем Патриаршего Престола, при смерти патриарха, является митрополит Крутицкий и Коломенский. Тогда это был митрополит Пимен (Извеков), впоследствии патриарх. А телеграммы шлют в Отдел внешних церковных сношений митрополиту Никодиму (Ротову), потому что никто не сомневался, что Никодим будет патриархом!

Патриарх Пимен после войны был наместником Псково-Печерской обители. Обитель была в нищете и разрухе. Нацисты обокрали практически всю ризницу, украли все вековые, тысячелетние ценности, которые были в обители, драгоценные сосуды, кресты, Евангелия и прочее. Разрушили стены монастыря. И архимандрит Пимен принял святую обитель фактически в руинах. Он приложил колоссальные усилия и в первую очередь восстановил ее стены.

И тогда великий и святой духовник архимандрита Пимена, ныне преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин), сказал слова пророчества: «Отец Пимен, за то, что ты восстановил Матери Божией обитель, Царица Небесная тебя сделает патриархом Московским!»

Будущего старца отца Симеона в монастырь отправил дядюшка нашего дорогого отца Александра Ивановича Михайлова, моего незабвенного друга и многолетнего молитвенника за нашу общину. Родной его дядя отправил этого молодого человека в Псково-Печерский монастырь, где он вырос до великого святого Русской Церкви и великого подвижника благочестия современности.

Возглавил Церковь подвижник благочестия, преданный и твердо стоящий на путях Святого Православия и Священной Традиции Церкви. Тот модернизм, который был задуман митрополитом Никодимом, и который отчасти уже сегодня воплощается, не осуществился.

Мы сегодня молимся о том, чтобы епископат Русской Православной Церкви покаялся в своем главном грехе – экуменизме. Это ересь страшнейшая, потому что она утверждает, что все секты равны Православной Церкви. Католическая Церковь, которая фактически утерялаБлагодать после самочинного откола в XI столетии и отпадения от Святого Православия, якобы она равна Святой Церкви. Потому что у нее государственная власть, финансовое и политическое могущество.

Нет, дорогие мои, это не так все!

Как мир стоял на Христе Распятом и Воскресшем, так он и стоит на Кресте Господнем, на Голгофе Христовой. И только через приобщенность к Жертве Христовой Крови и величию Христова Воскресного Подвига осуществляется искупление мира.

Поэтому, дай Господь, будем в течение всего поста молиться о том, чтобы Господь дал, прежде всего, победу Православному оружию у нашей с вами границы. С тем чтобы Господь дал мудрости нашим правителям, а нам с вами дал Господь ревности по благочестию. Аминь.

Алексий Аверьянов,митрофорный протоиерей. Проповедь произнесена в храме святых Царственных Мучеников (Подольск)25 февраля 2015 года. Чистая Среда. Великое Повечерие.

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »