Среда, 24 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Спасем храм от произвола!


Строительство комплекса «Пять столиц» угрожает архитектуре всего Замоскворечья

Президенту РФ и министру культуры РФ на днях была направлена петиция: отменить решение ГЗК Москвы от 30 октября 2014 года: «Город Москва, улица Б. Ордынка, дом 8, Кадашевский тупик, дом 3» как незаконное и придать охранный статус кварталу №401 города Москвы, безусловно запрещающий в нем новое строительство».

Петицию В.В. Путину и В.Р. Мединскому по Кадашам подписали более 1000 человек. Всех, кому не безразличны русские история и культура, просим подписать эту петицию и использовать все возможные каналы распространения информации о ней.

Наш адрес в Интернете goo.gl/hGyUba. Да поможет нам Бог! Дополнительная информация здесь: «Профит заменил совесть» www.proza.ru/2014/12/19/1681.

Местность за Москвой-рекой напротив древнего Кремля словно шагнула из прошлого в настоящее, сохранив облик столетней и двухсотлетней давности, хотя отдельные памятники здесь уходят корнями в XVI-XVII века.

Переписная книга 1631-1632 годов указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке - Ордынкой, а на западе - Якиманкой.  Местоположение храма - напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг - Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость. Первое упоминание о церкви находится в грамоте московского воеводы, князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленной в 1498 году: «… да мои же места за рекою за лугом у Въскресенья об улицу … и теми мои мести жена моя Овдотья и дети мои Василий да Иван поделятся».

В 1687 году при государях Петре и Иоанне Алексеевичах по благословенной грамоте Патриарха Иоакима на месте ранней каменной церкви началось строительство нового, двухэтажного, пятиглавого храма, осуществлявшееся на средства жителей Кадашевской слободы гостей Кодрата и Лонгина Добрыниных. Усердием Лонгина Добрынина была построена также церковь святителя Николая в Толмачах (в 1697 году). В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан в 1695 году «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвой-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную литургию».

Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 году, были встроены в новое сооружение. А в 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».  Автор проекта церкви Воскресения в Кадашах по документам неизвестен, реставратор Г.В. Алферова предположила, что им мог быть кадашевец, «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов (умер в начале ХVIII века), близкий друг и единомышленник патриарха Никона, достраивавший Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. Последние строительные работы проводились в 1860 году под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.

Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова был летним, холодным. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность в художественном отношении представлял шестиярусный иконостас, высотой 12 метров и шириной 11 метров. Иконы были написаны царскими изографами, мастерами Оружейной палаты. Иконы «Св. Николай Чудотворец» и «Ангел-хранитель святого жертвенника» имели подпись П.Ф. Билиндина, жалованного иконописца, ученика Симона Ушакова. Храмовый образ «Воскресение Христово» написали изографы П.Беляев, Н. Соломонов, П. Короб. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.

В 1847-1848 годах по разрешению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, проводилась тщательная реставрация иконостаса, а  художником П.Н. Щепетовым была выполнена новая стенопись. После реставрации в сентябре 1849 году святитель Филарет заново освятил верхний храм.

В нижнем храме центральный престол был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел Тихвинской иконы Божией Матери, а не позднее 1722 года появился северный придел, во имя святого Николая Чудотворца специально для ранних литургий и заупокойных служб.  С 1832 по 1860 годы в обоих приделах были устроены резные позолоченные иконостасы (также в обоих приделах). Последнее обновление нижнего храма проводилось в 1893 году.

В нижнем храме, на аналое у правого клироса находился крест с 221 частицей святых мощей, пожертвованный в 1854 году купцом В.О. Оленевым (святитель Филарет полагал, что Крест принадлежал прежде какому-либо важному лицу). В алтаре верхнего храма самым древним был запрестольный крест 1683 года (еще из старой Воскресенской церкви), пожертвованный кадашевцем Аникием Калинниковым. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, оно было заказано Лонгином Добрыниным, изготавливалось с 1694 по 1712 год и весило 31 фунт 63 золотника (около 13 килограммов). В верхнем храме висели три медных паникадила, на среднем из которых имелась надпись: «Leonhart Gerstner 1690».

В 1934 году храм был закрыт и разорен. В собрание Третьяковской галереи в 1934 году поступили две иконы из церкви Воскресения в Кадашах. Это «Богоматерь Боголюбская», 1689 года, письма Петра Семенова, Николая Соломонова, Максима Иванова и Петра Коробова и «Спас Вседержитель», 1690 года, письма Николая Соломонова. В 1935 году в собрание Останкинского дворца-музея поступило восемь икон из церкви Воскресения в Кадашах. Это храмовый образ «Воскресение - Сошествие во ад», 1693 год, «Ангел-хранитель святого жертвенника» (южная дверь), конец 1680-х - начало 1690-х годов; «Архистратиг Михаил» (северная дверь), конец 1680-х - начало 1690-х годов, «Вход в Иерусалим» (из праздничного ряда иконостаса), а также иконы из страстного ряда иконостаса: «Христос перед Каиафой», «Коронование тернием», «Христос перед народом» и «Несение креста», написанные в конце 1680-х - начале 1690-х годов артелью мастеров Оружейной палаты, которую составили: Петр Семенов, Петр Билиндин, Николай Соломонов, Петр Коробов и Максим Иванов.

С конца 1940-х до 1960-х годов известный реставратор Г.В. Алферова проводила тщательные исследования, обмеры и строго научную реставрацию церкви. В 1974 году вышла ее книга «Памятник русского зодчества в Кадашах», посвященная анализу архитектурно-художественного образа церкви Воскресения Христова.

В 1966 году в защиту находившегося в угрожающем состоянии храма выступил художник П. Корин. Он писал: «Не могу не выступить в защиту тех памятников, тех районов, которые еще можно спасти. Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красою своею собор XVII века. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже устраивать цехи столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке…».

В 1992 году был образован приход храма Воскресения Христова в Кадашах. Настоятелем назначили протоиерея Александра Салтыкова. Однако приходу передали тяжелое наследие советского периода - территория храма полностью заброшена, царила разруха, а сам храм занимал Реставрационный центр имени академика Грабаря, который не собирался покидать помещений храма, занимаемые им более полувека.

Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина от 1993 года о передаче РПЦ Кадашевского храма был выполнен только в 2004 году. 10 декабря 2004 года совершилось торжество Православия - первая литургия, спустя ровно 70 лет после закрытия храма. Помещение для переезда ВХНРЦ было выделено, однако реставраторы не покидали храм еще долго - до конца 2006 года. 1 декабря 2006 года состоялось историческое событие - подписан акт о передаче храма Воскресения Христова в Кадашах приходу Русской Православной Церкви.

 

Выдающиеся духовные деятели, чья жизнь и служение связаны с церковью Воскресенья Христова в Кадашах

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (1865-1925), память - 7 апреля. Одиннадцатый Патриарх Московский и всея России (1917-1925 годы) и первый после восстановления патриаршества в России. Неоднократно служил в храме Воскресения в Кадашах в 1918-1924 гг.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, память - 7 февраля.  Стал первым священномучеником нашей Церкви в XX веке. Расстрелян около стен Киево-Печерской лавры 25 января 1918 года.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), память - 29 мая. Исповедник, архиепископ Симферопольский, врач.

Протоиерей Николай Смирнов (1868-1922 годы) - настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах до 1922 года. Прославился любовью к людям, организовал сестричество при храме и народный хор, устраивал многотысячные пешие паломничества к святыням Москвы, Подмосковья и России.

Священномученик Илия Громогласов (1869-1937 годы), память - 3 декабря. Был деятельным участником поместного собора 1917-1918 годов. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах в 1922-1925 годах. Претерпел ссылки, четыре ареста, а в 1937 году был расстрелян. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

Священномученик Александр Андреев (1901-1937 годы), память - 4 ноября. В 1922-1924 годах служил в храме Воскресения Христова в Кадашах вторым священником. Расстрелян в 1937 году.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит Мелекесский (1888-1959 годы), память - 18 октября. Служил в Кадашевском храме недолгое время вплоть до времени его закрытия в 1934 году. Неоднократно был арестован. Провел в лагерях и тюрьмах, в общей сложности, более 14 лет. На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году архимандрит Гавриил был канонизирован.

Преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский (1838-1918
годы), память - 6 сентября, иеросхимонах. Более 25 лет провел в Афонском монастыре. С 1909 по 1918 годы - настоятель Афонского подворья в Москве. Неоднократно служил в храме Воскресения Христова в Кадашах, в приделе Успения Богородицы.

Протоиерей Димитрий Карнеев - один из последних священников, служивших в храме Воскресения Христова в Кадашах перед его закрытием в 1934 году. Жил в храме, в «комнатке звонаря», где был жестоко убит неизвестными в 1934 году.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна (память - 18 июля), неоднократно посещала храм Воскресения в Кадашах и молилась в нем.

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »