Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Трагедия в Истре: смерть между небом и водой


В результате авиакатастрофы на Истринском водохранилище погибли девять человек

Лето традиционно считается «черным» периодом в плане громких катастроф в небе и на воде. И неудивительно: люди не упускают возможности отдохнуть по полной программе, чувство самосохранения притупляется, а у представителей индустрии развлечений, наоборот, обостряется желание заработать, жертвуя безопасностью клиентов.

Катастрофа, случившаяся 8 августа на Истринском водохранилище в Подмосковье, где столкнулись вертолет Robinson R44 и гидроплан Cessna 206, не стала исключением. Эту аварию теперь можно назвать самой громкой в отечественной малой авиации за последние годы - из воды были извлечены тела восьми человек, тело девятого погибшего продолжают искать… И снова, как это зачастую бывает в подобных случаях, причиной трагедии стало банальное лихачество.

Минувшие выходные выдались жаркими и по-настоящему летними: погода на Истринском водохранилище была прекрасной и безоблачной, и ничто не предвещало беды. 56-летний пилот-любитель Михаил Ермольчев подрабатывал здесь уже неделю - катал за умеренную плату в несколько тысяч рублей на гидроплане Cessna 206 всех желающих. Работал Ермольчев на одного из областных предпринимателей. Что до Cessna 206, то его пригнали из США, а затем приделали к нему поплавки, превратив из самолета в гидроплан; база машины находилась в Черноголовке.

Впрочем, не один Ермольчев подрабатывал полетами над Истринским водохранилищем: тем же самым, но на вертолете Robinson R44 (также родом из США), занимался и 52-летний профессиональный пилот, именитый спортсмен Вадим Бухтияров. В его копилке было немало достижений - титул мастера спорта международного класса, опыт выступления на чемпионатах Европы по мотопарапланерному спорту и победы в двух чемпионатах мира в составе сборной России. В какой-то момент Бухтияров помимо мотопарапланов решил осваивать и другие летательные аппараты – сначала легкомоторные самолеты, а затем и вертолеты.

В субботу, 8 августа, Ермольчев катал отдыхающих на Истринском водохранилище весь день, наматывая там круги раз за разом. Он стартовал и садился в одном месте - неподалеку от деревни Шевлино. При этом пилот гидроплана, чтобы добавить драйва своим клиентам, то и дело выделывал в воздухе всевозможные рискованные пике и маневры и пролетал низко над отдыхающими, пугая их. Причем, судя по словам очевидцев, так лихачил Ермольчев лишь последние пару дней, за которые отдыхающие даже успели пожаловаться на него сотрудникам полиции. Впрочем, безрезультатно.

Около 19 часов пилот в который раз сел на воду и стал зазывать отдыхающих прокатиться на своем гидроплане. Откликнулись четверо: Лариса и Паэруй Манукян, а также двое детей - 14-летняя Афелия и 8-летний Эрик. Отдав 6000 рублей, компания села в Cessna 206, и Ермольчев пошел на взлет. Известно, что перед полетом пилот гидроплана не уведомил ни одну службу, а, значит, он поднялся в небо фактически не санкционированно.

Примерно в это же время с площадки аэроклуба неподалеку от деревни Лечищево в воздух стал подниматься вертолет Robinson R44 под управлением Вадима Бухтиярова. В нем помимо пилота находились еще три человека: Ольга Багрова, Мамед Резаев и Елизавета (ее фамилия пока не установлена), заказавшие себе воздушную экскурсию. Бухтияров, напротив, поставил соответствующие службы в известность о том, что будет совершать полет. Набрав небольшую высоту, около 20 метров, вертолет из-за леса вылетел прямиком к Истринскому водохранилищу. В этот момент наперерез ему уже несся красный гидроплан Ермольчева. По словам очевидцев, летательные аппараты сближались еще несколько секунд перед ударом; при этом вертолет находился ниже гидроплана, но в какой-то момент последний пошел на снижение. Специалисты знают: делать это категорически нельзя - дело в том, что над винтами вертолета образуется зона турбулентности, и самолет, который находится над ним, туда начинает засасывать. Судя по всему, именно так и произошло: лопасти Robinson R44 перерубили одно из крыльев гидроплана, и обе машины моментально рухнули вниз на расстоянии около 500 метров от берега.

Родные погибших в гидроплане видели момент катастрофы, они стали биться в истерике, забежали в воду, кричали… Двое из них сели в весельную надувную лодку и стали грести к месту аварии. Позже их забрали на моторной лодке, а надувная так и осталась плавать в центре водохранилища. Свидетели катастрофы моментально вызвали сотрудников экстренных служб. До их прибытия отдыхающим удалось вытащить из воды 14-летнюю Афелию, ее передали медикам. Девочка была в крайне тяжелом состоянии и, несмотря на все усилия врачей, скончалась.

Когда спасатели прибыли на место аварии, то сразу же столкнулись с трудностями - приближалась ночь, а обломки обеих машин ушли под воду на глубину около 13 метров. Для ведения ночных поисково-спасательных работ на Истринское водохранилище были вызваны водолазы центра «Лидер» МЧС России. Операция велась всю ночь и продолжалась до вечера воскресенья; были извлечены восемь тел, но последнего погибшего найти к тому моменту так и не удалось. Обломки летательных аппаратов также были вытащены на сушу. По факту катастрофы заведено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. На аэродроме в Черноголовке были проведены обыски. Экспертам комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следователям предстоит установить причину аварии, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что к столкновению привели некорректные действия одного из пилотов.

 

Как регулируются полеты малой авиации в России

- Зона полетов малой авиации - ее еще называют зоной G - это пространство до 1200 метров над землей, - рассказывает Заслуженный пилот России Юрий Сытник, - диспетчеры воздушные суда там не контролируют, а только предупреждают всех пилотов о том, что движение самолетов и вертолетов там есть. Все, что выше зоны G, контролируется серьезно: там у самолетов есть свои трассы, а расстояние между ними должно быть не меньше 300 метров. Кроме того, для полетов на высоте больше 1200 метров нужно получать разрешения у органов, контролирующих воздушное движение. Такая практика до недавнего момента действовала и в зоне малой авиации - но три года назад наша страна от нее отошла: сейчас пилоту небольшого самолета или вертолета достаточно уведомить диспетчеров о том, что он собирается лететь, и отправиться в путь.

Вина за аварию на Истринском водохранилище целиком и полностью лежит на пилотах: может быть, свою роль сыграла невнимательность. Пилот гидроплана кружил целый день, расслабился и не ожидал наткнуться на вертолет, или пилот геликоптера не сумел вовремя собраться (кстати, скорость обеих машин на момент аварии, скорее всего, была около 150 километров в час). Хотя виной катастрофы могло быть и обыкновенное хулиганство: кто-то из летчиков решил побравировать и пройти слишком близко от другой машины. Не исключен и третий вариант. И гидроплан, и самолет были собраны в США. Всегда лучше, когда летательный аппарат обслуживается в той стране, где он произведен. Может, из-за плохого ремонта у одного из участников аварии что-то заклинило и он не смог от удара машину увести… Так или иначе, узнаем это мы совсем скоро: причину аварии в любом случае в ближайшие несколько дней установят эксперты комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

«Московский комсомолец».

 

Владимир Маркин: «Пора прекращать вакханалию»

Официальный представитель СКР России отметил, что в РФ существует так называемая уведомительная система полетов. «Из-за этого на данный момент с малой авиацией творится «настоящая вакханалия», - подчеркнул Маркин и призвал навести порядок в этой сфере.

- Если как можно быстрее не начать наводить в воздухе порядок, то вскоре можно столкнуться с такой же проблемой, какая есть на российских дорогах - частые крупные аварии и множество жертв, предупредил представитель Следственного комитета.

Несмотря на то, что Российская Федерация приближается к показателям Европы по количеству судов малой авиации, при этом сохраняется «характерная для нас бесконтрольность и вседозволенность». По словам Маркина, в стране насчитывается огромное количество незарегистрированной авиатехники в плохом состоянии, а также есть недостаток в квалифицированных пилотах.

«Малая авиация» в рузском небе

Трагедия, случившаяся в соседнем районе, не могла оставить равнодушными большинство ружан. И это неудивительно.

«Малая авиация», базирующаяся на аэродроме в Ватулино, весьма активна в рузском небе. И не только над водохранилищами, которых в районе два: Озернинское и Рузское. Застрахованы ли наши земляки от подобных катастроф? Какие меры принимаются для контроля над полетами спортивных вертолетов и самолетов? Достаточны ли для безопасности полетов ныне существующие меры профилактики безопасности? Эти вопросы корреспонденты «Рузского курьера» намерены задать руководителю администрации Рузского муниципального района Максиму Викторовичу Тарханову, на пресс-конференции, которая состоится 11 августа. Подробности в следующем номере «РК».

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »