Пятница, 29 Марта, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«Прости нас, наш Государь!»


Предлагаем Вашему вниманию продолжение книги известного российского историка П.В. Мультатули «Россия в эпоху царствования Императора Николая II» (изданапод редакцией В.В. Бойко-Великого в РИЦ имени Святого Василия Великого (Москва,2015 год).

Редакция не во всем согласна с изложением обстоятельств сверженияГосударя Императора Николая II спрародительского престола.Хотя отречение Царя как юридическая процедура не была прописана вЗаконах Российской Империи, тем неменее Император Самодержец как источник власти в России своим решением мог изменить Законы РоссийскойИмперии или сделать из них исключение, в том числе и в вопросе сложенияс себя полномочий, передачи властиили определения порядка престолонаследования. Установленное одним Государем — может быть изменено другим. Что один Государь, Император установил, другой может изменить.Так, к примеру, Великий Князь и Государь Всея Руси Иоанн Васильевич Великий в 1498 году венчал своего внукаДимитрия Иоанновича как наследника и соправителя Русского Государства, хотя по традиции, установленнойсо времен Великого Князя ДимитрияДонского, престол должен был принятьсын Великого Князя Иоанна Васильевича Василий Иоаннович, что впоследствии в 1502 году и произошло, также по решению Великого Князя. ЦарьПетр I установил в 1722 году Закон опрестолонаследии, также отменяющий установление Великого Князя Димитрия Донского о передаче престоластаршему сыну и определил, что наследника назначает правящий Император. Император Павел I вначале своегоЦарствования в 1797 году в Акте о Престолонаследии вернулся к установлениям Великого Князя Димитрия Донского. Конечно, все эти изменения законови исключения из них совершались совсем в другой обстановке, чем та, которая была в заблокированном Императорском поезде 1–2 марта 1917 года вПскове. Поэтому автор правильно цитирует слова князя Жевахова и епископАрсения Жадановского, прекрасно понимавших, что для верных Николай IIостается Царем, тем более, что Великий Князь Михаил так и не принял переданный ему престол. Передавая престол брату Великому Князю Михаилу,Император Николай II делал исключение из законов Российской Империи,но не отменял их. В соответствии с этими законами, сын Великого Князя Михаила, Георгий, рожденный вне брака, немог наследовать отцу, поэтому Наследником по-прежнему оставался ЦаревичАлексей.

Отказ Великого Князя Михаила отпринятия Престола (постоянный иливременный), на который он имел полное право, тем не менее лишал егоЦарских полномочий: он не имел права изменять Законы Российской Империи и делать какие-либо исключения изних, например, не мог передать властьВременному Правительству. То естьдо осуществления законного перехода власти Императором по-прежнемуоставался Николай II, поэтому слова составленного В. Набоковым «Манифеста Великого Князя Михаила» от 3 марта1917 года о передаче власти над Россией Временному Правительству не имелиникакой силы. Это понимала большаячасть Российского образованного общества. Святой Патриарх Тихон совершал в июле 1918 года отпевание Царякак действующего Императора.

Все обстоятельства, относящиеся кописываемым автором в этой главе событиям, свидетельствуют о глубокомгрехопадении российского общества, ипрежде всего, правящей военной и духовной элиты. В открытом предательстве и клятвопреступлении повинныгенерал-адъютанты Императора и командующие фронтами, прежде всего,начальник Генерального штаба МихаилАлексеев, командующий Северо-Западным фронтом генерал Николай Рузский,генерал-адъютант Алексей Брусилов,генерал Алексей Эверт, Великий КнязьНиколай Николаевич и другие. Несомненно, то, что происходило 2 марта вПскове вокруг Императора, никоим образом не может считаться законной передачей власти. Переворот готовилсязаранее, в его участии принимали самые различные силы; свержение Самодержавия в России готовили несколько«колонн»: боевики социал-демократических партий большевиков и меньшевиков, эсеры-террористы, революционная группа Керенского, «прогрессивныйблок» во главе с Милюковым и Гучковым, руководители Земских СоюзовРоссии во главе с Георгием Львовым, имногие другие представители российских элит. Предательство свило себегнезда в самом близком окруженииГосударя, Самодержцу все труднеебыло находить верных людей, способных занимать высокие государственныедолжности. Существующая правящаяэлита была разложена принадлежностью к масонству, а тем, кто был веренБогу, Царю и Отечеству, «наверх» пробиться было сложно.

Первой откровенной попыткой свержения Самодержавия в ЦарствованиеНиколая II была организация поражения России в японо-русской войне и напрямую связанные с этим революционные действия. Министр финансовСергей Витте во многом способствовалнедостаточной подготовленности страны к этой войне, военная верхушка воглаве с генералом Алексеем Куропаткиным всячески препятствовала победе России в войне. Впоследствии Витте, пользуясь полученными от Государя полномочиями, безосновательно отдал Японии пол-Сахалина, хотя японцыготовы были подписать мир и без этого, то есть, по существу «вничью». Однако тогда, в 1905 году, попытка государственного переворота не удалась — вцелом армия и народ остались верныГосударю.

Повеления Императора открыто неисполнялись задолго до 1917 года.Царь неоднократно повелевал генералуКуропаткину разгромить японцев, однако тот приложил все усилия, чтобы мастерски создавать видимость борьбы сяпонцами, но не победить их.

Ближайшее Царское окружение, которому Государем было запрещенопреследовать Друга Царской Семьи,крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового, не просто преследовалоего, но и соучаствовало в его убийстве.

Начальнику Генерального Штаба Гурко Государь неоднократно еще в конце1916 года указывал на необходимостьзаменить части, стоявшие в Петрограде, с запасных на гвардейские, но подразными предлогами этот приказ не выполнялся и так и не был выполнен. Подобные примеры не единичны.

Автор подробно и четко расписываетто, как в 1917 году военное руководствов Петербурге и руководители генштабови фронтов блокировали все попытки Государя подавить февральский мятеж, посути, отказываясь бороться со смутой.К 28 февраля мятежниками был захвачен Петроград и контролировались министерства, в том числе и железнодорожное сообщение. Ко 2 марта в их рукахоказалась и вторая столица, Москва.Фактически, Государь, находившийся1–2 марта под арестом в своем поезде вПскове, лишенный не только связи с семьей, но и возможности командовать войсками, был поставлен в безвыходноеположение. С юридической точки зрения, в такой ситуации даже совершенноправильно оформленный манифест немог считаться свободным волеизъявлением Государя, а посему и для русскогонарода, для нас, не может считаться законным отречением. Попытки масонскихзаговорщиков заставить Государя подписать составленный ими текст никоимобразом не могут считаться в этой ситуации законными для русского народа.

К тому же, по законам РоссийскойИмперии процедура передачи властибыла регламентирована и должна бытьточно и неукоснительно соблюдена.Даже квартиру мы не можем передатьдругому лицу, не оформив надлежащимобразом договор и не зарегистрировав переход права собственности в государственных органах, что же говоритьо передаче правления всей державойРоссийской, со всем движимым и недвижимым имуществом.

Уже тогда все окружение Императора и армия прекрасно понимали, чтоотречение за Наследника, Цесаревича Алексея, которому в тот момент было13 лет, не соответствует законам Российской Империи и должно быть особооговорено в Царском манифесте. Документ, свидетельствующий о сложении Государем своих полномочий и передаче их Наследнику престола, долженназываться Манифестом и обладатьвсеми необходимыми в этой ситуацииреквизитами. По законам РоссийскойИмперии любой манифест Императора вступал в силу только тогда, когдаон был оглашен и утвержден в Сенате иопубликован в правительственной газете по поручению Императора, а никак нев «Известиях совета рабочих депутатов»по поручению неизвестных лиц. Только после публикации манифеста Императора то лицо, которому передавалось правление, могло бы высказыватьсвое мнение о возможности принятияили отклонения принятия престола. Одновременная же публикация двух документов: якобы подписанного Государемманифеста и, так называемого, отказа(«четырехвостки») от принятия престола Великим Князем Михаилом, является юридической бессмыслицей, не влекущей за собой никаких последствийкак противоречившая Российским законам. Поэтому можно твердо и уверенносказать, что независимо от того, былали или не была подписана Императором2 марта в Пскове какая-то бумага об отречении, фактически в России происходило именно свержение Самодержавной власти, беззаконное действие,осуществленное преступниками, нарушившими и воинскую, и гражданскуюприсягу.

Однако, именно поэтому необходимо очень точно определить, что произошло в эти дни с позиции Государя и чтоже сделал сам Государь.

Безусловно, никакой инициативы вотречении со стороны Императора небыло, и поэтому широко известная ираспространенная легенда (о слабостии безволии Царя, страхе перед народным негодованием, заставившим егодобровольно отречься) является простобольшевистской фальшивкой, не имеющей ничего общего с фактами (и ПетрМультатули это блестяще доказывает).Но и представлять Императора в даннойситуации беспомощной жертвой обстоятельств, не имевшей никакого выбора,мы тоже не имеем права.

Мы знаем, что Император НиколайII был человеком сильной воли, острого ума и большой духовной силы. Поэтому, несмотря на внезапность и страшную тяжесть ситуации (нравственную,духовную тяжесть, именно об этом слова об измене, трусости и обмане), Государь имел возможность взвесить всевозможные последствия и, исполняясвое Царское служение, принял сознательное, ответственное решение о своем отходе от власти. Сам он это своерешение называл отречением, и этимже словом это решение называли и самые близкие ему люди: мать, Императрица Мария Федоровна, и жена, Императрица Александра Федоровна. И какбы двусмысленно это слово не звучало,мы должны его принять.

Для Государя как человека наиболееважным в жизни было его Царское служение, он ощущал себя Хозяином земли Русской, а не временщиком, и всеего поступки как государственного деятеля определяло его ощущение глубочайшей ответственности перед Богомза сохранение и укрепление Самодержавной России, чтобы, когда придетчас, передать ее Наследнику Цесаревичу еще более сильной и крепкой, чемон сам получил от своего отца. И дажеоказавшись перед лицом позорногопредательства своих генералов и депутатов Госдумы он прежде всего думало России.

Безусловно, Россию Государь видел только Самодержавной, и ни о каком отступлении от этого государственного устройства речи не могло быть. Чтоже было наиболее важным для России втот момент? Прежде всего — успешноепродолжение боевых действий и спокойствие и стабильность в тылу. Стабильность в той мере, в какой она былавозможна. Любое нарушение еще существовавшего равновесия (хотя уже ирасшатанного провокаторами и предателями, организовавшими беспорядкив Петрограде) могло повлечь за собойстремительное наступление еще достаточно сильной германской армии на Петроград, до которого от Риги было недалеко, а вслед за этим — еще большиебеспорядки и гражданскую войну натерритории России.

В этой ситуации мог ли Государьпредпринять какие-то активные действия, как-то активно сопротивляться заговорщикам? Стрелять в генералаРузского? Обратиться за помощью к войскам? В защиту Государя была готовавыступить гвардия, возможно, и многиедругие командиры дивизий и полков, номежду ними и Императором стояло высшее армейское руководство, котороебыло на стороне мятежа. Он был окружен придворными, в верности которыхон не мог быть уверен, по существу, заблокирован, пленен. Обе столицы и железные дороги были уже в руках мятежников. Высока степень вероятности, чтопри попытке освободиться из-под «опеки» Рузского и Алексеева Государь былбы убит (и, как мы знаем, такой вариантзаговорщики также предусматривали).Естественно, прямым следствием этогобыло бы немедленная дестабилизацияситуации в стране, наступление немцев,начало гражданской войны, которую заговорщики были бы уже не в силах остановить. Государь не имел права рисковать своей жизнью. Впрочем, даже еслибы Государю удалось связаться с верной присяге воинской частью и начатьвооруженные действия, по сути, этидействия у линии фронта также были бысигналом к началу гражданской войны,которая означала бы немедленное поражение России в войне и скорое полное разрушение страны, в которой ужене было бы Искупителя Царя-мученика Николая II.

В этой ситуации единственной возможностью попытаться сохранить российское государственное устройствои стабильность была передача престола брату Михаилу, так как НаследникаЦесаревича Алексея изменники-революционеры постарались бы физическиустранить, «залечив» или отказав ему вправильной медицинской помощи.

В начале марта 1917 года еще оставалась надежда, что народ вразумится, придет с покаянием к Царю и попросит его вернуться на трон. И этотисход в сентябре-октябре 1917 г. Былвполне вероятен: если бы Керенский сосвоими подручными остался во главеВременного правительства еще полгода или год, их бездарность и лживостьстала бы всем очевидна, и русский народ мог одуматься и с покаянием просить Царя вернуться на Царство. Именно поэтому, выполняя указания своихмасонских хозяев с Запада, Керенского сменили большевики, люди, стремившиеся к безграничной власти любым путем, через любую кровь, черезоткрытый массовый террор и геноцидрусского народа.

Редакция не может согласиться с утверждением автора о том, что Государьлишь после 2 марта увидел Волю Божиюв том, что происходит, и не стал противиться обнародованию своего якобы небывшего на самом деле отречения. Нив одном из воспоминаний ни одного изблизких к Государю людей мы не встречаем ни одного упоминания, ни одногонамека на такой ход событий.

Напротив, из дневниковых записей ивоспоминаний как самого Государя, таки его близких (приведенных ниже), видевших его вскоре после страшных итрагических событий 1–2 марта, следует, что Государь увидел и мужественно, с невероятной стойкостью принялВолю Божию об удалении от престола,об оставлении власти ради сохранениястраны. В подлинности дневниковых записей Императора Николая II и Императрицы Марии Федоровны нет основанийсомневаться.

Продолжениев следующем номере «РК».

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »