О воспитании


 

О воспитании

 

Воспитание – проблема для человечества вне времени, она существовала всегда. Могут быть корректировки в подходах, в зависимости от веяний времени, устройства общества, мировоззрений, идеологий. Воспитание – глобальная проблема для человечества, это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. О ней пойдет речь в очередной беседе с отцом Сергием Ереминым, настоятелем Покровского храма в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной Горе.


 О воспитании

 

- Не хочу строить модель идеальной семьи, да это, вероятнее всего, и не получится – каждая семья уникальна и неповторима. И в каждой семье свой взгляд на воспитание детей, - начинает беседу отец Сергий. - Пропагандировать домострой не в моем стиле, хотя есть его поклонники – в современном обществе реанимировать его не удастся, он уже устарел морально и вряд ли массово сможет возродиться патриархальная семья.

 

Недавно пересмотрел фильм «Собачье сердце». За годы советской власти интеллигенция была истреблена под корень. Доколе мы будем пожинать плоды шариковых и швондеров? Где цвет общества – профессоры преображенские? Где этот великий и могучий русский язык – «соблаговолите», «извольте», «милостивый государь». Сумеем ли мы восстановить эту человеческую породу в том же качестве? Проще всего сказать: «Нет, это невозможно». А если все-таки попробовать? Если сегодня задаться этой целью, начиная со своих собственных детей, то возможно, но через четыре-пять поколений это и удастся. Но каждый должен задать себе вопрос: что конкретно я могу сделать, чтобы вырастить это новое поколение людей?

 

Начни с себя. Что каждый может сделать, чтобы вырастить достойных людей? Дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

 

Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

 

Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

 

Об этом же говорят и святые отцы. Святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»; святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери».

 

Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

 

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета.

 

- Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали, ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать свои детям! - сокрушался по этому поводу Святитель Иннокентий, митрополит Московский.

 

Любовь, строгость, порядок и труд

 

- Первое и главное условие успешного воспитания – любовь, - уверен священник Сергий Еремин. - Ребенку, в первую очередь, нужна именно любовь – родительская, а не чья-либо иная, любовь безоговорочная, безусловная, радостная, которая не зависит ни от поступков ребенка, ни от степени его послушания, ни от любых других обстоятельств. Он должен быть уверен, что любим, даже если не оправдывает родительских ожиданий. Уверенность в этом не позволит ему озлобиться, даже если родители требовательны и строги к нему.

 

Мое мнение - строгости много не бывает при воспитании детей. Но нужно сразу разграничить – где строгость, а где откровенные издевательства, жестокость и унижения.

 

Строгость – это просто подход к воспитанию. Несомненно, должен быть дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, но есть и общие понятия, независимо от пола.

 

Сделаю небольшое отступление от темы. Как известно, в нашем обществе существует дефицит кадров. Народу много, а настоящих профессионалов найти трудно. Почему? На мой взгляд, в этом виновато не столько пробелы в образовании, сколько отсутствие определенных личностных качеств, хотя все это взаимосвязано. Люди забыли такие понятия, как долг, ответственность, честь, обязательность. Дали человеку задание, он его не выполнил или сделал абы как – авось не заметят. Такое отношение к своим обязанностям – из детства. Не приготовил уроки, не убрал в комнате, забыл сделать то, что обещал. Приучать к порядку свое чадо – обязанность родителей. Порядок во всем – от внешнего вида до порядка в голове. Это не просто, здесь нужен навык, привычка. А прививать ее неустанно, ежедневно, вопреки желанию любимого дитяти увещеваниями, уговорами, собственным примером - просто необходимо. Иногда приходится прибегать и к наказаниям. Если бы дети знали, какие душевные страдания испытывают их родители, когда им приходится наказывать своих детей!

 

Сегодня много приходится читать о недопустимости насилия над детьми в любом виде. Западные правозащитники доходят, на мой взгляд, до абсурда. Вспомните ювенальную юстицию, которую пытаются посеять на российской почве западные «душеведы». Речь идет о семенах, кои российская православная почва решительно отторгает.

 

Вот я заставляю своего сына привести в порядок его рабочее место. Это насилие? Настаиваю на том, чтобы все уроки были должным образом приготовлены. А как награда – доступ к его маленьким радостям – компьютер, развлечения. Не сделал – будешь наказан, лишишься этих радостей. И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение. Поэтому в воспитании послушания у детей обязательное условие - надо быть строго последовательным и настойчивым.

 

Защитники прав ребенка возразят мне: что это за причинно-следственная связь? Ребенок – хоть и маленький, но человек, и недопустимо насильно заставлять его делать то, что он не хочет. Я убежден, если следовать такому постулату, большинство детей предпочтут бездельничать и по максимуму получать всяческие блага.

 

Ребенок, мы знаем, имеет не только добрые, но и дурные наклонности. И с последними надо бороться с самого начала. Какая же борьба без запретов и наказаний? Вспомните о своем детстве, и вы легко убедитесь, что полезная привычка давалась вам не сразу, а с трудом, принуждением и даже иногда со слезами. Главным правилом в наказании является то, что ребенок должен знать, за что его наказывают, иначе наказание не будет иметь никакого результата.

 

Он должен знать, что его поведение было недостойным, и виноват в этом только он. При всем этом вы должны дать ребенку понять, что его наказание не доставляет вам удовольствия, но вы вынуждены пойти на эти меры.

 

Кое-кто из родителей считает так: не нужно лишать его детства, пусть развлекается. Вырастет – сам до всего дойдет. Очень сомневаюсь! Если изначально не привиты полезные привычки, не воспитаны определенные качества – вряд ли в зрелом возрасте человек сумеет их приобрести. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это, прежде всего, говорит о неспособности к воспитанию у родителей, их лени, беспорядочности и неумении заглянуть в будущее, увидеть, чем обернется их иллюзия — «все воспитается само собой». Более того, мне приходилось общаться с такими людьми, которые, став взрослыми, обвиняли своих родителей в том, что те не были достаточно требовательными к ним, не заставляли хорошо учиться, не привили любовь к труду.

 

Труд — основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе.

 

Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.

 

Бить или не бить?

 

Вообще-то бить и наказывать - это разные вещи. Думаю, что любой нормальный человек не скажет, что он бьет детей, потому что это уже никак не связано с наказанием! Тут как раз может быть путаница в этих двух понятиях. Если говорить о применении физического наказания как о части воспитания, то это одно, а если просто «лупить» детей, то это другое.

 

Мое мнение – физические наказания допустимы. Так или иначе, когда слова оказываются недостаточными, надо воздействовать на ребенка более чувствительными способами, как в басне «Кот и повар»: «И слов не тратить по-пустому, где нужно власть употребить!»

 

В законодательстве некоторых западных государств (ювенальная юстиция) за «негуманное воспитание» родителям положено уголовное наказание, а детей социальные службы забирают из семьи в приюты. Например, февральский случай из Финляндии - семилетний Роберт Рантала, сын нашей соотечественницы, оказался в детском приюте после того, как рассказал в школе, что мама шлепнула его.

 

То, что уже сейчас натворили с педагогикой либералы, мы видим ежедневно: неуважение ко всему, нигилизм, цинизм, злоба, нежелание учиться, неплохое знание своих прав и нежелание знать про обязанности…

 

Да, детей, прежде всего, надо любить. Но иногда приходится прибегать и к физическому наказанию, это - один из методов воспитания, причем очень действенный и полезный для души. Этими методами нельзя злоупотреблять, нельзя ребенка вообще бить, его можно и нужно наказывать за сугубо плохие проступки.

 

Всем известна фраза: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». (Прит.13:25) Кто-то сказал, чтобы умело пользоваться «розгами Соломона», необходимо обладать мудростью Соломона. Самые жестокие и обидные наказания, которые мы порой помним до глубокой старости - это наказания несправедливые, глупые и импульсивные. Многие родители почему-то считают, что «наорать до хрипоты», обзывать и унижать словом гораздо лучше, чем ударить.

 

И еще – наказывать нужно только за дело, а не потому, что у вас просто плохое настроение. Согласитесь, такое тоже бывает довольно часто.

 


Записки «на манжетах» от Светланы Минской, психотерапевта:


Наказывать по правилам

 

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

 

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

 

Наказание детей должно носить временный характер: ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.

 

При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

 

При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.

 

Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

 

«Физика»

 

Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чье неправильное поведение обусловлено болезнью (энурез, энкопрез, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания), которая требует медикаментозного, а не только психотерапевтического лечения. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения. 


Когда необходимо физическое наказание детей

 

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в таких ситуациях.

 

Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

 

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).

 

Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого. 


Лебедь, рак и щука

 

Часто бывает, что у родителей, бабушек, дедушек разный взгляд на воспитание. Один – тащит в угол, другой – встает грудью на защиту любимого дитяти. И эти разногласия они выясняют, порой до скандала, на глазах у ребенка.

 

А виновник нешуточного спора теряется в догадках - как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых? Накажут ли его за этот поступок или похвалят? Позже он научится извлекать выгоду из этой ситуации. Родители сами провоцируют развитие хитрости и склонность к манипулированию. Всякий раз после стычек с отцом он идет с жалобами к матери и, как невинно пострадавший, получает утешение, подарки и сладости, а также то, что не позволил ему отец.

 

Мать, соглашаясь таким образом, что «папа плохой», подрывает его авторитет в глазах ребенка. Отца такое положение вещей злит еще больше, и внутрисемейный конфликт усугубляется. Что же делать ребенку, который хочет быть хорошим и для любимой мамы, и для любимого папы, а тут еще и бабушка с дедушкой вооружились своими педагогическими принципами? Такая среда вовсе не способствует гармоничному и целостному развитию личности. 

 

Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него.

 

Духовное единение

 

Часто родители жалуются на плохое поведение ребенка, декларируя при этом, что они «все делают для его блага, а он отвечает черной неблагодарностью». Когда начинаешь выяснять, что они подразумевают под «всем», то это оказывается даже чересчур избыточное удовлетворение материальных потребностей ребенка в ущерб эмоциональным. Сто первая ненужная игрушка. А неспособность проявить к детям элементарное участие они мотивируют занятостью на работе и недостатком времени. В таких семьях, как правило, приоритет имеют материальные достижения, которыми они хотят компенсировать недостаток тепла между членами семьи. Это типичная ситуация для нашего времени. 

 

Родители обязаны интересоваться жизнью своего ребенка, знать, чем он занят вне дома, знать его друзей. Очень сближает общее дело, общие увлечения. Никакая нравоучительная беседа по своей действенности не сравнится с совместным строительством скворечника или многодневным походом на байдарках. Искренняя заинтересованность друг в друге, доверительные отношения родителей и детей сделают невозможным намеренно совершать такие поступки, которые бы огорчали близких людей. 

 

Подводя итог нашей беседы, могу с уверенностью сказать – воспитание – это, пожалуй, самое сложное дело в жизни каждого человека, требующее огромного количества терпения, душевных сил, эмоциональной нагрузки, если, конечно, подходить со всей ответственностью, а не спихивать эту обязанность на детсад и школу. Но и нет большего удовлетворения, когда в результате твоих усилий вырастает настоящий Человек!


 

 

 

Записала Анна Гамзина, фото автора.