Ушел в интернет, буду завтра


Мир компьютеров, Интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать Интернет-зависимость?
ПОЙМАННЫЕ В СЕТИ
Первый вопрос — как понять, что дело плохо? Где грань между зависимостью и нормой? Специалисты на этот вопрос отвечают по-разному, но сходятся в одном: количество часов, проводимых за компьютером, не показатель. А что показатель?

Младшие дети за компьютером в основном играют, подростки — общаются, в полном соответствии с ведущими возрастными потребностями. Подросток учится жить среди людей, находится в поиске самоидентификации, сравнивает себя с другими.
Большинство подростков зависают в социальных сетях и попутно обмениваются мгновенными сообщениями. Интернет — это площадка, где подростки овладевают навыками создания социальных связей, заводят друзей, учатся общаться, получают поддержку. Те, кто заходит в сеть «пообщаться», считают, что Интернет дает возможность застенчивым людям с плохими навыками общения все же заводить контакты в относительно безопасном окружении — это потом очень помогает им в реальной жизни.
ОДИНОКИЕ И НЕПОНЯТЫЕ
В гораздо большей опасности находятся другие дети — одинокие, непонятые, погруженные в себя. «Во втором случае ребенок с помощью компьютера удовлетворяет иные, более глубокие потребности, — рассказывает психолог Наталья Науменко. — И мотивы его поведения не столь очевидны. Кто входит в группу риска? Подростки с определенным личностным складом и те, кому не удается реализовать себя в общении со сверстниками. Люди, склонные к зависимостям вообще, и, в частности к компьютерной, обычно плохо умеют планировать свои действия и придерживаться планов. Они склонны к навязчивостям — в мыслях, чувствах, действиях. Кроме того, к компьютерной зависимости может подталкивать тотальное ощущение одиночества, своей «непонятости», «непринятости» как в среде ровесников, так и в отношениях с близкими.
МАМА, НЕ ОТВОРАЧИВАЙСЯ
Читая статьи об опасностях виртуального мира, родители часто отчаиваются: кажется, совсем нечего противопоставить этому страшному поглотителю детских душ, высокоехнологическому чудовищу. Однако исследования утверждают: от родителей зависит очень многое. Интернет-зависимость у детей напрямую связана с отношениями с родителями.
Специалисты из Аддиктологического центра Пекинской больницы попросили участников своего исследования вспомнить, какой стиль воспитания был принят в их семье. Интернетзависимые молодые люди гораздо чаще контрольной группы не страдающих зависимостью отзывались о своих родителях как о людях эмоционально холодных, не отзывчивых. Родители слишком сильно вмешивались в дела детей или, наоборот, отвергали их; матери — чаще наказывали. Кроме того, интернет-зависимость оказалась напрямую связана с пережитым тяжелым стрессом в отношениях с друзьями или в семейной жизни и с пассивной тактикой решения проблем.
Чем более полной и счастливой жизнью живет ребенок, чем крепче он привязан к своим близким и своим друзьям, чем лучше умеет дружить и радоваться, чем здоровее его семья, чем богаче и ярче его реальные впечатления — тем меньше вероятность, что он запутается во всемирной паутине.
Все это не значит, что если у вас общительный ребенок и счастливая семья, то вам не надо ничего делать — переболеет, как ветрянкой. Надо. Прежде всего, потому, что у самого ребенка еще не вполне развиты механизмы самоконтроля. Он еще не в состоянии следить за временем — поэтому именно родители должны устанавливать границы. Ребенку все любопытно — поэтому именно родители должны объяснять ему правила безопасности, а кое от чего и просто ограждать, пока не заработают внутренние фильтры.
Если ребенок все-таки явно проводит за компьютером слишком много времени, ест за ним, не спит и даже прогуливает школу, то специалисты советуют не устраивать конфронтации: не выбрасывать компьютер, не высмеивать, не бранить — спокойно объяснить свою озабоченность, твердо установить границы и не торговаться из-за них.
Второе — максимально наполнять жизнь подростка событиями: поездками, интересными занятиями. Иногда может понадобиться и более серьезное изменение образа жизни — вплоть до перевода в другую школу, чтобы изменить круг общения. Это в основном касается одиноких детей, которых не принимают ровесники.