Духописец XXI века


Памяти русского художника Павла Викторовича Рыженко (1970-2014 гг.)

«Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем»

В.И. Суриков. Воспоминания о художнике.

16 июля 2014 года на сорок четвертом году жизни  скоропостижно скончался заслуженный художник России, один из ведущих  мастеров Студии военных художников имени Грекова  Павел Викторович Рыженко.

На протяжении всей своей жизни художник оставался верным своему Отечеству и привнес невероятный вклад в историю русской живописи  XXI века.  Представитель классического русского реализма, Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Первой мировой войне, посвятил отдельную серию картин эпохе Его Величества Императора Николая II. Отдельную страницу в жизни мастера занимает создание масштабных диорам, последняя из которых, «Стояние на Угре»,  была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Ее открытие планируется в сентябре 2014 года.

Павел Викторович был мастером исторического жанра, знатоком народных типов и виртуозным изобразителем психологических портретов. Особенность манеры художника в живописи —  его активная работа с прототипами. Картины художника изобилуют портретными тонкостями, его групповые полотна, диорамы можно изучать бесконечно долго.  Живопись Павла Рыженко базировалась на любви к народной традиции, его картины пронзительно живые и динамичные, а его манера письма крепкая, густая и звучная. Всякой работе он отдавался горячо и упорно, весь уходя в нее и настойчиво, добиваясь намеченной цели.

В работах художника чувствуется удивительная сила его индивидуальности. Павел производил впечатление человека, который на своем творческом пути не остановится ни перед какими препятствиями. Казалось, нет такой жертвы, которую бы он не был готов принести ради искусства. Необычайная страстность и редкая сила воли составляли основные свойства натуры Павла Рыженко.

Павел Рыженко принадлежит к тем художникам, жизненный путь которых теснейшим образом связана с их творчеством. Он мог бы сказать о себе словами Бальзака: «Главные события моей жизни - это мои произведения».

Рыженко Павел Викторович родился в 1970 году в Калуге. Обращаясь к зрителю, художник вспоминает:

- Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда все было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ. Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно. Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.

В 1982 году молодой человек поступает в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. Как вспоминает сам художник:

- После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. И только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.

По окончании МСХШ,  в 1990 году Павел поступает  в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова.  Именно в то время к молодому живописцу приходит осознание своего дальнейшего пути в живописи.   Благодаря благостному окружению в Академии, а главное, благодаря примеру «художника и воина» Ильи Глазунова, Павлу открылись новые возможности.  Учитель укоренил искания художника, дал раскрыться широкой душе молодого мастера и заложил твердую основу для его дальнейшего развития.

Как вспоминает сам Павел:

- Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать». Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.

С 1999 года художник преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».  В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике. Диорама «Стояние на Угре», последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни, ее открытие планируется в сентябре 2014 года.

Зеркало русской души. Искусство. Служение 

«Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?»…

П.В.Рыженко

«Что же есть истинное искусство?» - вопрос, волнующий человека от начала его существования.  Искусство появилось вместе с человеком, а значит искусство – есть отражение истории. Искусство – один из способов познания. Через искусство человек может как насытится духовно, так и окунуться в прошлое предков.

Русский идеолог Иван Ильин в своей работе «Что есть искусство» определяет предназначение художника, опираясь на духовную составляющую творения:

- Творя, он (художник) видит; видит очами духа, которые открылись во вдохновении. Он творит из некой внутренней, духовной очевидности; она владеет им, но он сам не властен над нею. Все великое в искусстве родилось из служения; служения; свободного и добровольного, ибо вдохновенного. 

Основой творчества Павла Рыженко было служение своему Отечеству, своей Родине. Художник преклонялся перед подвигами наших великих предков, в своих работах он воспевал их силу и нескончаемую крепость русского духа.

Павел Рыженко был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. В своих картинах художник не судит и не выносит приговор. История была для него вовсе не тем

костюмированным спектаклем, она была чем-то до конца родным, близким и лично пережитым. Художник как бы зовет вас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных.

Помимо великолепного технического исполнения его картин, в его работах присутствует необыкновенная духовная составляющая, имеющая опору в православной вере и твердое убеждение любви к своей родине:  

- Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.

Павел Викторович Рыженко – великий художник XXI века, истинный патриот, который не только сопереживал истории нашей страны, отразил в своих полотнах истинно русскую культуру,  он верил в возрождение России, нашей великой Державы.  По праву мы можем считать, что творчество Павла Рыженко – это определенный художественный итог, это отражение  настроения русского народа конца XX - начала XXI века.

Павел Рыженко был похоронен на скромном сельском кладбище в деревне Жадамирово Калужской области. Отпевание было совершено в московском Храме Всех Святых в Красном селе. В числе многих близких, друзей и поклонников потрясающего душу таланта художника, по благословению Митрофорного Протоиерея Алексея Аверьянова присутствовали на отпевании и молились о упокоении души новопреставленного раба Божия Павла члены православной общины в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». С почтением художнику мы возложили венок на его могилу.

Вечная память русскому православному художнику.

Можно врезонами

Рыженко поведал людям истинные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу русского народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своими страстными порывами, своей многогранностью!

Постоянной экспозиции картин художника пока не организовано. Многие из них находятся в частных собраниях. До середины августа 2014 года его работы  можно увидеть на выставке в Калуге в ТЦ «Салтыковский». Фотографии большинства его картин размещены на сайте павел-рыженко.рф.

___

«Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом».  Павел Рыженко (1970 – 2014 гг). 

(Комментарии к картинам принадлежат П.Рыженко)

Ослябя

2005 г. Холст, масло. 150 cм Х 160 cм.

Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.

Молитва Пересвета

2005 г. Холст, масло. 110 cм Х 75 cм.

Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем». Здесь самое главное – глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…

Все это — Россия.

Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой. 

Тишайший

2001 г. Холст, масло. 280 cм Х 180 cм.

Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец первого русского императора Петра I — последний государь так называемого «допетровского» времени. Принято считать это время темным, невежественным, а Государей — почти сказочными старичками-бородачами. Но не таковыми были они в действительности. Не суетливость, выдаваемая за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа. Это были не избираемые толпой и деньгами, а поставляемые Богом помазанники. Недаром Алексей Михайлович был назван народом Тишайшим. В этом именовании чувствуется и сыновняя любовь, и признание могучести служения царского, которое, как и всякая истинная сила, всегда тиха как океан.

Молитва

 

2001 г. Холст, масло. 230 cм Х 160 cм.

Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути пройдены. Мысленно и в молитвах своих старец уже за пределами земного бытия. Но именно пребывающие с Богом старцы и могут понять и нежно, с любовью вывести страдающую и отягощенную грехами (или, как сейчас говорят, проблемами) душу к покаянию и исправлению.

Триптих «Царская Голгофа».

Может ли человек, в ослеплении злобой убивший своего отца, быть счастлив, пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. Но убит был не только отец народа — Царь, убиты были и его невинные дети, и жена- Императрица. Сейчас, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды — цареубийстве, нельзя отделаться неведением.

Мы страдаем, но почему же не идем к покаянию, не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни.

Также страдал и апостол Петр, предавший Христа. Уже прощенный им, он не простил себя сам и при утреннем крике петуха безутешно рыдал над собой.

Этот наш грех – как загнанная вглубь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить с Христовой помощью.

Ипатьевский дом. Расстрел (из Триптиха «Царская Голгофа»)

2004 г. Холст, масло. 180 cм Х 280 cм.

Триптих «Покаяние».

Одинок человек в мире. Не радует его никакая земная радость, никакая слава или власть. Но свободен и величествен он становится, когда подчиняет свои желания единой любви ко Единому Христу. И тогда, встретившись с Ним, человек все забывает и только плачет, и слезы его не душат, а омывают душу.

Триптих «Покаяние» о судьбе большевика, который из простого солдата революции становится комдивом, а из комдива — через горе утрат и переосмысление своей жизни — иноком-старцем. Первый раз дрогнула его душа, когда он случайно задел веревку, тянущуюся к колоколу («Удар колокола»). Второй раз – перед крестом над могилкой жены, после кровавой победы над своими братьями в гражданскую («Веночек»). И вот, наконец, итог: приостановился в тяжелых раздумьях, присел старец у муравейника. С грустью взглянул он на свою жизнь, тихо вздохнул в надежде на прощение…

Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»)

2004 г. Холст, масло. 60 cм Х 90 cм.

Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»)

2004 г. Холст, масло. 150 cм Х 200 cм.

Смутное время

2003 г. Холст, масло. 160 cм Х 220 cм.

В самом названии картины я заложил ответ.

«Кругом трусость, измена и обман», — так сказал о своем времени Св. Мученник Царь Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени и еще многое добавить к словам Императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.  Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие — мор, голод и войны — обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход — обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди Русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги.  Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни.