Четверг, 18 Апреля, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Достучаться до детского сердечка


 

Достучаться до детского сердечка

 

Семинар для учителей Рузского района по предмету «Основы православной культуры» в прошедший четверг, 11 февраля проходил в Лидинской средней школе.

Семинар для учителейСобрались преподаватели из разных школ района, представитель ОАО «Русское молоко» Ирина Григорьевна Бурлаченко и супруга президента агрохолдинга Анна Владимировна Бойко-Великая. Собравшимся зачитала свой доклад преподаватель предмета «Основы православной культуры» Мария Владимировна Жарких.

- Мы живем в сложное время. И если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию человека, нам нужно обращаться к тем ценностям, коим на протяжении веков жили наши предки, благодаря которым они перемогали все трудности и неурядицы исторического пути, и построили дом, где люди жили мирно, духовно богато и создавали всемирно признанное культурное наследие.

Школа помогает человеку войти в общество, дает ему необходимые знания, знакомит с культурой страны, воспитывает человека гражданином и патриотом своей Родины.

Школа учит правдивости и мужеству, храбрости и милосердию, верности и чести, благородству, жертвенности, душевной открытости. Это те качества и достоинства, которым отличались наши предки, и благодаря которым Россия приобрела неповторимый облик, такой знакомый и любимый.

Очень хорошо, что в школах Рузского района, в том числе в Лидинской школе появился предмет «Основы православной культуры», а в этом году еще и предмет «Духовное краеведение Подмосковья».

Семинар для учителейСам курс Основ православной культуры предполагает введение в культурные традиции родного народа, от которого мы отказались оторванными, знакомство с духовным опытом народа.

Хотелось вы сохранить и умножить в наших детях богатство души и то, что накоплено культурой, историей.

Главной задачей необходимо считать работу по формированию любви к Родине. Как к нашей большой Родине, так и к малой Родине, где дети родились - к родному селу! К сожалению, современные дети сегодня не хотят оставаться жить и работать в селе, и поэтому очень приятно слышать высказывания наших учеников, которые говорят, что любят свою деревню и хотят остаться здесь навсегда.

Перед нами встают вопросы, как сохранить:

* любовь к Родине;
* любовь к Отечеству;
* к своей родной деревне;
* к традициям своего народ.


Конечно, одному учителю этих целей не достичь. Славу Богу, весь наш школьный коллектив прикладывает немало усилий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей.

Работа по формированию нравственных качеств возможна лишь тогда, когда у ребеночка чистое сердце. Мы не можем изменить ребенка, а вот показать путь исправления и рассказать, как работать над собой мы можем, используя всевозможные примеры, как русский человек боролся со злом в себе, и как взращивал в себе добро.

Нынешний век – век информации, и многие сейчас знакомятся с православной культурой информативно, то есть часто, не касаясь сердца человека. У некоторых чувствуется недостаток благоговения, живой веры.

Дело не в том, чтобы сообщить детям устройство храм, какие-то даты, имена. Главное, чтобы эти культурные традиции, вера, дух православного народа стали ему своими, а не чуждыми, чтобы ребенок полюбил свои исторические корни и свои духовные традиции.

Когда я начинала преподавать, стала знакомить детей с основами православия, то в полной мере все это ощутила. Я поняла, что дети могут все рассказать, зазубрить, и совсем не пропустить это через своей сердце, не понять, что это нужно именно им.

Мы все понимаем, что это наша общая задача, наша боль, мы пытаемся достучаться до детского сердечка, и у ребят постепенно просыпается интерес к православной культуре, к православной церкви.

У нас в селе, конечно, есть средство, уже готовое для формирования духовных качеств. Это красота природы, размеренный темп жизни, не такой быстрый, как в городе. Учеников в школе немного. Рядом находится Храм святого Иоанна Предтечи, где батюшка, настоятель отец Гурий, который является генератором всех идей, связанных с преподаванием Основ православной культуры. Он всегда помогает нам в работе.

В своей работе, рассказала Мария Владимировна Жарких, она использует следующие методы и приемы.

Экскурсии, путешествия, краеведческая работа. Дети знакомятся с храмом, помогают на подворье. Они уже успели познакомиться с Троице-Сергиевой лаврой, ездили в Москву (в том числе благодаря помощи агрохолдинга «Русское молоко»).

Памятники павшим воинам. Ребятам рассказывают о войне, о героях, отдавших свою жизнь за освобождение родного края от вражеских захватчиков.

Знакомство с традициями православной веры не только нашего народа (Подмосковье, Москва), но и других народов, в том числе за пределами нашей Родины. Ученикам показали православные храмы Африки, Антарктиды, Иерусалима.

Знакомство с жизнью и подвигами святых – преподобного Саввы Сторожевского, Матронушки, преподобного Сергия Радонежского. Ученики 10-11 классов на эти темы подготовил презентации «Отечество мое – Россия!» и «Александр Невский» для районной конференции по ОПК.

Как рассказала Мария Жарких, в Лидинской школе существует практика празднования именин. Дети знакомятся со своими заступниками, чьи имена носят, присутствуют во время церковных служб, посвященных им. Одноклассники поздравляют именинников, дарят им подарки. Во время дружеского чаепития в классах царит атмосфера дружбы и взаимопонимания.

В течение года школьники знакомятся с церковными праздниками – Пасхой, Рождеством Христовым, Покровом, другими. Учитель рассказывает им об истории происхождения праздников, традициям, связанным с ними.

В Лидинской школе на уроках по Основам православной культуры применяются разнообразные технические средства обучения.

- Применение компьютера на уроках не ново, - говорит Мария Владимировна Жарких. – Я не всегда показываю ученикам художественный и документальные фильмы целиком. Иногда стараюсь выбрать фрагменты, наиболее важные для детского восприятия. У меня собралась уже целая копилка фильмов на духовно-нравственные темы, которые посмотрели не только ученики, но и учителя.

По словам педагога, во время уроков используются музыкальные фрагменты к разным беседам. Например, о скромности, трудолюбии, и противоположном – о кичливости, заносчивости.

Особенно показательным был, по словам Марии Владимировны, фрагмент притчи о колоске. Детям показали ролик, в котором фигурировало изображение плодородного колоска, пригнутого к земле под весом зерна, и пустого колоса, «горделиво» вознесенного в небо.

- Однажды я слышала, как один мой ученик говорил на перемене своему приятелю: ты, мол, словно пустой колосок. Шуму много, а толку мало. Много времени прошло с тех пор, как мы смотрели этот, а, смотрите-ка, запомнили!

 

 

Мария Жарких

 

Мария Владимировна Жарких: «Мы не можем изменить ребенка, а вот показать путь исправления и рассказать, как работать над собой мы можем, используя всевозможные примеры, как русский человек боролся со злом в себе, и как взращивал в себе добро».

 

На уроках по Основам православной культуры, которые проводит в Лидинской школе Мария Владимировна Жарких, ученикам предлагают для ознакомления такие журналы, как «Солнышко», «Лампадка», «Православный глагол» и некоторые другие. А также множество другой православной литературы, например, «Православный календарь «Егорушка».

- В моей работе по преподаванию предмета духовно-нравственной культуры в сельской школе много трудностей: и детишки не особенно умные, и семьи почти все трудные, и собственного опыта пока, к сожалению, недостаточно. Тем не менее, эта работа мне приносит огромную радость. Я надеюсь, что мои ученики вырастут глубоко нравственными, добрыми, гуманными, православными людьми! – сказала Мария Владимировна Жарких.

Продолжение в следующем номере «РК».

 

Записал Олег Казаков, фото автора.
Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »