Суббота, 20 Апреля, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Мелкий грех?


 

Мелкий грех?

 

Наверное, у каждого из нас есть грех, который не дает покоя, который терзает совесть, о котором мы будем помнить всю свою жизнь. И даже если исповедали его перед Богом, а батюшка отпустил его, все равно забыть о нем не удастся. А есть такие, которые совершаются нами ежедневно, но они на наш взгляд настолько незначительны, что и за грехи-то их можно не считать. Разозлился на кого-нибудь; поленился, и не сделал того, что обещал; сказался больным, чтобы не встречаться с неприятным тебе человеком; кокетничал с подчиненной, делал ей недвусмысленные намеки – просто так, чтобы немного смутить; прогнулся перед начальством, слегка подставив коллегу; выпил лишнего. Может, и шевельнется на мгновение что-то в душе, но тут же забудется. А что такого – все так делают!

 

Покаяние

 

Насколько безобиден «мелкий грех»? Нужно ли его исповедовать? И вообще, какова природа греха, как с ним бороться? Об этом наш разговор с иереем Сергием Ереминым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя  Спиридона Тримифунтского в Беляной горе.

- Действительно, довольно часто люди, пришедшие на исповедь, не знают, о чем говорить. Не убил никого, не крал, не насиловал. «Все, как у всех», нет ничего такого, в чем бы действительно хотелось покаяться, «есть только мелкие грехи». Следовательно – безгрешен. Но вряд ли мы имеем дело с праведником. Скорее, человек просто не понимает, что такое грех. А грех – это беззаконие. Нарушая закон Божий, мы грешим. И заповеди Божьи нужно понимать гораздо шире, чем некоторые думают. Сказано: «Не убий». Это не просто запрет на физическое уничтожение человека. А если просто не уступил пожилому место в автобусе, сказал грубое слово – один раз, другой. А человек пришел домой, и умер от сердечного приступа. Пусть мы не узнаем об этом никогда, а грех на нас ляжет тяжелым камнем. Или сказано: «Не прелюбодействуй». Как многие рассуждают – если не было акта как такового, то и говорить не о чем. А апостол Павел учит, что если смотришь на женщину с вожделением, то уже согрешаешь в сердце своем.

Любой грех - коль скоро он совершен - извращает Божий замысел, разлучает человека с Богом. Ведь из искры может возгореться пламя, а капля яда - убить.

 

Деление на «мелкие» и крупные» грехи весьма условное. К тому же все они связаны между собой, один тянет другой. Даже совсем незначительный, казалось бы, грех может привести к необратимым последствиям, превратиться в тяжелейший смертный грех. Например, лень. Кому от нее плохо? А она может тащить за собой ложь, воровство, даже детоубийство, когда нерадивая мамаша не желает заботиться о своих малолетних детях. К сожалению, мы настолько свыклись с некоторыми своими грехами, что уже перестали их таковыми считать. Они превратились в нашу вторую натуру. Ведь под тяжестью мелких грехов наша совесть, которая борется с нами за соблюдение внутренней чистоты, начинает  приспосабливаться, терять свою силу.

Преподобный авва Дорофей приводит такой пример: «Орел, если запутается в сети хотя бы одним когтем, то через эту малость теряется вся его сила. Не может ли ловец схватить его, если захочет? Так и душа; если хоть одну страсть превратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее».  А избавиться от таких привычных грехов особенно тяжело. Недаром сказано: «Легче сдвинуть с места большой камень, чем перетаскать гору песка». Чтобы победить их, необходимо неустанно, каждодневно трудиться. А это ой как непросто. На это может уйти вся жизнь. Это тяжелый путь, лестница в небо, а вершина ее – Царствие Божие. Даже от одного греха избавиться – огромная победа! Главное, чтобы на его место не встал другой. А то справился человек неимоверными усилиями с курением, и стал объедаться. Есть хорошее выражение, что мы никогда не сможем победить страсти, но посадить их на цепь, это в наших силах, чтоб не кусались.

Кроме того, у каждого свое понимание тяжести греха. Один будет о нем сокрушаться, как о самом гнусном поступке в своей жизни, а другой и вовсе за грех не считать. Все зависит от духовной зрелости человека, чистоты его сердца. Прелюбодеяние, например. Кто-то сгорает от стыда, только если такая мысль придет в его голову, а само действие неприемлемо ни при каких обстоятельствах. А для другого – это нормальная жизнь, предмет гордости, своего превосходства, возможность похвастать перед приятелями. И как тут считать – «мелкий» это грех или «крупный»? Поэтому исповедовать нужно все грехи, которые мы за собой знаем, о каждом сокрушаться, каждый возненавидеть, о каждом покаяться. «Уничтожай малую похоть», — говорят святые. «Нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба». А то может случиться так, что именно мелкие грехи, которые мы так легко себе прощаем, могут остаться с нами навеки и не пустить нас к Богу. Ведь известно, что мешок с песком так же может утянуть на дно моря, как и один булыжник.

Сын Божий дал нам заповедь: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф 5, 48). В ней Господь как бы говорит: «Люди, Я не даю вам меры - определите ее сами. Меру вашей любви к чистоте Моей и вашего послушания этой любви».

Часто в сознании верующего грех понимается исключительно как злое дело, как определенный факт, как конкретный случай. Поэтому он пытается бороться с конкретными проявлениями (грехами), а причина их часто остается не устраненной. Человек не понимает, что его плохой поступок есть ни что иное, как проявившееся следствие его духовного несовершенства. Нужно найти корень зла в себе. Обратится за помощью к своему духовнику, который более сведущ  в делах духовных. И может так случиться, что корнем этим окажется, на первый взгляд, незначительная, невинная страстишка, о которой и говорить-то не стоит. А на ней выросло и расцвело махровым цветом ветвистое дерево греха, которое уже дает плоды конкретных поступков.

Вот вам пример. Наелся человек «от пуза». Упал на диван, и от безделья и расслабленности полезли ему в голову всякие мысли. Если мысль пришла и ушла, ничего в этом страшного нет. Но если она «застряла», и мы начинаем ее «обмусоливать», в результате она уже не кажется такой уж греховной, происходит «сочетание». Дальше – она уже овладевает нашим сердцем, то есть происходит «пленение». Так от незначительной мысли человек приходит к совершению поступков, порой страшных, когда уже нельзя ничего изменить.

Что же касается того, как противостоять греху, как не допустить его -  рецепт дан самим Господом Иисусом Христом – пост и молитва. Ими врачуется род человеческий. Иоанн Златоуст говорит, что если ты согрешил мыслью, тут же обращайся мыслью к Богу и кайся, в том, что принял недолжные помыслы и тут же исправляй себя в мыслях. Если согрешил в слове, тут же противопоставь произнесенному худому – доброе и хорошее слово.

Праведный - не тот, кто совершает великие дела, но тот, кто удерживается и от самых малых преступлений. Святые отцы достигали такого совершенства души в непрестанной борьбе с собой, что не только не доводили греховную мысль до поступка, но и самоя эта мысль не посещала их. Так что нет предела совершенству.

Записала Анна Гамзина

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »