Четверг, 18 Апреля, 2019 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Колокольня в Кадашах: вернуть колокола из Большого театра


Колокольня в Кадашах: вернуть колокола из Большого театра

 

На Светлой Седмице всех пускают на колокольню звонить в колокола, чтобы выразить радость о воскресшем из мертвых Иисусе Христе. В храме Воскресения Христова в Кадашах (в котором Пасха еще и престольный праздник) эта радость немного не полная: в нем не пускают на колокольню, потому что на ней… нет колоколов. До сих пор подлинные колокола Кадашевского храма находятся в Большом Театре в Москве.

Мы встретились с Игорем Коноваловым, председателем общества церковных звонарей и старшим звонарем соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

- Мы с моими коллегами побывали на колокольне храма Воскресения Христова в Кадашах. Я удивился, когда впервые на нее попал. Кадашевская колокольня это событие в архитектуре Москвы. Она стоит в одном ряду с колокольней в Новодевичьем монастыре, с колокольней церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе Ярославля, что, как выдающийся архитектурный памятник и символ Ярославля гравирована на 1000-рублевой купюре. Кадашевской колокольне надо уделить достойное внимание.

Колокольня в КадашахКадашевская колокольня никогда не была «третьим звоном в Москве». Почитатели и прихожане многих московских церквей утверждают, что именно их колокол звонил вторым или третьим после Ивана Великого. Многие говорят, что их колокольня была второй после Ивана Великого. Главным колоколом в Москве был Большой Успенский колокол Московского Кремля, его вес 65 тонн. Затем колокол в Храме Христа Спасителя - 2000 пудов – под 30 тонн, колокол в Новоспасском монастыре – полторы тысячи пудов, в Симоновом монастыре – тысячепудовик – 1600 килограмм. Кадашевский колокол в 400 пудов не самый большой в Москве – уникальность Кадашевской колокольни заключается не в этом.

Уникальность в том, что ярус звона отсекается от шатра капитальным кирпичным сводом, что сводит на нет высказывания некоторых исследователей, которые доказывают, что слуховые окна являются резонаторами. (Бывший сотрудник Государственного Исторического музея Анна Бондаренко пишет в своей книге о колоколах Покровского собора, что слуховые окна использовались для усиления звука. Это фантазии. Свод колокольни отсекает звук, а слуховые окна в шатре колокольни использовались в качестве деталей архитектуры, которые облегчают конструкцию шатра и придают ему устремленность вверх).

Это одна из самых высоких колоколен Москвы XVII века. Ее архитектура сочетает в себе ярусную, с сокращающимися ярусами и шатровую постройки. Она стоит на четырех мощных пилонах, образующих четверик основания, над ними возвышаются ярусы восьмериков, увенчанных шатром.

На примере колокольни в Кадашах можно показать, как зодчие конца XVII века брали пример с колокольни Ивана Великого, строив обходную галерею вокруг нижнего восьмерика. Также мы можем сказать, что колокольни XVII века изначально не предназначались для размещения накрест лежащих балок для тяжелых колоколов по центру колокольни. Весь ансамбль колоколов размещался в арках колокольни. Это убедительно доказывают исследования ярославских и московских шатровых одноярусных колоколен. Позже, в XVIII веке, когда появилась возможность заказывать более крупные колокола, для них стали устанавливать балки по центру яруса звона. Сегодня в Кадашевской колокольне находятся две балки, установленные по оси север - юг и одна меньшая балка, по оси запад – восток, на которых в середине XVIII века были повешены колокола, отлитые известным мастером К.М. Слизовым, тем самым, который переливал большой Успенский колокол. Кроме кадашевского колокола известен только один сохранившийся и звучащий колокол этого мастера - в храме Троицы Живоначальной в Останкино. Конечно, колокольня церкви Воскресения в Кадашевской слободе изучена еще далеко недостаточно. Можно сказать, что ее изучение, как уникального колоколонесущего сооружения периода перехода с очепного на так называемый язычный способ звона только начинается, хотя часто методы советской реставрации наносят непоправимый вред сохранности следов звонарской деятельности на исторических колокольнях и звонницах. Это касается Ивана Великого и Кадашевской колокольни.

- Что вы можете сказать о перспективе возвращения колоколов на Кадашевскую колокольню?

- Я думаю, надо воспользоваться опытом возвращения колоколов в Россию из Гарвардского университета. Также нужно поблагодарить администрацию и руководство Большого театра за сохранение и спасение колоколов от уничтожения во время советской власти, за то, что театр хранил их и использовал во время спектаклей. Ведь если в колокол не звонить, он умирает. За то, что москвичи ходили слушать свои родные колокола в Большой театр. Имеет смысл обратиться с просьбой о помощи вернуть колокола на их историческое место к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину.

Нужно приложить все усилия для возвращения этих колоколов на их место. Ведь ни кому не придет на ум идея использовать для спектакля в театре подлинный Мономахов Венец или трон из слоновой кости для спектакля Борис Годунов. В спектакле принято пользоваться специально созданными бутафорскими предметами, которые могут подчеркнуть авторский замысел. То же самое с колоколами. Они не настроены точно определенным образом и не составляют музыкального порядка. Они все вместе обладают очень сложным звучанием, в котором почти невозможно вычленить какой-то определенный тон. В то же время мы с коллегами, по просьбе руководства Большого театра, участвовали в подготовке колокольных звонов для Большого театра в постановке оперы Борис Годунов, для того, чтобы их звучание соответствовало звучанию оркестра. Во время работы мы также убедились в том, что в спектакле колокола вполне можно заменить качественной записью. В театре звукозапись вполне допустима, тем более при современных технических возможностях работы со звуком, и совершенно не обязательно в театре иметь подлинные колокола.

Сохранилась историческая колокольня, для которой были отлиты колокола, поэтому их нужно туда вернуть. Вопрос только в том, чтобы механически соединить одно с другим – соединить сохранившуюся историческую колокольню Кадашевского храма с историческими сохранившимися колоколами.

Записал Александр Филиппов, «Нескучный сад».


Язык сердца нашего знает Бог


Миллионы людей молились и молятся Богу, и всех их слышит Бог. Не только слышит, но и понимает. И понимает не потому, что Он — полиглот, не потому, что знает все человеческие языки со всеми их наречиями и произношением. А потому, что слышит Бог человека еще до того момента, как раскроются молящиеся уста. Зародыш в женской утробе видит Бог с первых секунд зачатия, и зарождающуюся молитву видит Бог в глубине человеческого сердца еще до того, как она станет звуком.

Язык сердца нашего знает Бог. В этом языке нет подлежащих и сказуемых, причастий и наречий, запятых и кавычек. Но в нем есть то, чем живет человек: вера, тревога, радость, страх, сострадание. Все это видит и понимает Бог.

А если звуки, слетающие с уст человека, не соответствует тому, что живет в сердце человека, то это вовсе не считается молитвой. Как на бессмысленно и беззвучно открывающую рот рыбу, смотрит Бог на такого человека, и жалко Ему, что это не вполне человек.

Протоиерей Андрей Ткачев.

 

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »