Вторник, 7 Декабря, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Жить в деревне становится модно


 

Жить в деревне становится модно

 

В апреле-мае текущего года Российский союз сельской молодежи при консультационной поддержке специалистов ВЦИОМ проводил социологическое исследование, целью которого являлось изучение установок, мотивов, настроений и ожиданий сельской молодежи.

 

Жить в деревне становится модноЖизненные планы сельской молодежи разнонаправлены. При этом большая часть молодежи (48,8 процента) не планируют связать свою жизнь с селом. Но более трети молодых людей (35,9 процента) в будущем планируют жить и работать на селе, либо вернуться туда после получения профессионального образования.

 

Весьма примечательно, что среди мужчин доля тех, кто намерен прожить свою жизнь в селе, существенно выше, чем среди женщин. В частности, почти две трети опрошенных девушек (61,2 процента) склоняются к тому, чтобы покинуть село.

 

Ощутимы и различия в жизненных планах представителей разных возрастных групп молодежи. Исследование показало, что доля тех, кто планирует покинуть село, с возрастом постепенно растет и достигает своего максимума к 21 году (66,5 процента). В дальнейшем наблюдается ярко выраженная тенденция к снижению стремления покинуть село. Только треть молодежи (33,5 процента) в возрасте 25-30 лет еще не рассталась с планами перебраться в город.

 

Таким образом, наиболее «опасным» возрастом, характеризующимся выраженным стремлением сельской молодежи переехать в город, является возраст 20-21 год. Как правило, это совпадает с моментом окончания молодыми людьми учебных заведений и началом профессиональной деятельности.

 

Изучение мотивационной сферы сторонников городской жизни показывает, что доминирующим мотивом, определяющим принятие решения о переезде в город, является отсутствие жизненных перспектив. Вторым по значимости мотивом является отсутствие на селе условий для нормальной жизнедеятельности. На третьем месте - привлекательность городской жизни.

 

Спектр мотивов, определяющих выбор села в качестве места жизни и работы, носит выраженный личностный характер. В основном, это эмоциональная привязанность к деревенской жизни и чувство патриотизма по отношению к своей малой родине. Среди объективных факторов, определяющих выбор молодежи в пользу села, наибольшее значение имеет фактор отсутствия материальных возможностей для переезда в город. Таким образом, анализ мотивов, определяющих выбор молодежи в пользу городской или сельской жизни, показывает, что решение проблемы закрепления молодежи на селе тесно связано с необходимостью безотлагательного развития социально-экономической инфраструктуры села и повышением качества жизни селян. Кроме того, вполне очевидно, что одним из путей решения вышеуказанной задачи может стать ведение целенаправленной работы по формированию у молодежи чувства патриотизма и убежденности в привлекательности сельского образа жизни.

 

Жить в деревне становится модноОдной их задач исследования являлось изучение вопроса информированности сельской молодежи о федеральных и региональных программах, направленных на ее поддержку. Установлено, что более 80 процентов опрошенных ничего не знают о программах поддержки сельской молодежи. Кроме того, было выяснено, что основными источниками информации для молодежи на сегодняшний день являются телевидение (29,3 процента) и Интернет (25,7 процента).

 

Удовлетворенность жизнью в целом не влияет на намерение молодых граждан связать жизнь с селом. Показатели удовлетворенности/неудовлетворенности как в группе намеренных связать жизнь с селом, так и тех, кто собирается уехать в город, практически совпадают. Следовательно, тезис о том, что общая неудовлетворенность жизнью толкает молодых людей принять решение покинуть село, не подтверждается.

 

Наибольшую степень озабоченности у сельской молодежи вызывает вопрос обеспечения рабочими местами (безработица, невозможность трудоустройства, неравные условия конкуренции на рынке труда и так далее). На него указали 19,3 процента опрошенных. Данная проблема обозначается респондентами как первостепенная с 20 лет (26,8 процента). В наивысшей степени ею озабочены респонденты в возрасте от 25 до 30 лет.

 

Второй по значимости проблемой, решением которой, по мнению сельской молодежи, должен заниматься РССМ, это проблема организации досуга. Об этом заявило 18,5 процента опрошенных. Причем, вопросами досуга больше обеспокоены женщины (21,9 процента), чем мужчины.

 

На третьем месте вопросы образования и воспитания (13,6 процента). Они также являются общезначимыми. При этом вопросами воспитания и получения качественного образования наиболее обеспокоены представители старших возрастных групп молодежи (от 18,4 процента до 22,8 процента).

 

Каждый десятый респондент считает важнейшей задачей борьбу с распространением вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение и так далее) среди молодежи. Проблема наиболее значима для подростков и юношей в группе от 14 до 17 лет (14,3 процента).

 

7,3 процента опрошенных заявляют о необходимости скорейшего решения жилищной проблемы. В меньшей степени ею обеспокоены школьники и учащиеся учреждений начального и среднего образования. С достижением возраста, когда молодые люди задумываются о создании семьи, значимость этой проблемы резко возрастает.

 

О том, что больше внимания следует уделять созданию возможностей для занятий спортом, утверждают шесть процентов респондентов. Это чаще делают мужчины (восемь процентов), а также респонденты в возрасте от 25 до 30 лет (девять процентов).

 

В ходе исследования было опрошено более 2500 представителей сельской молодежи из девяти регионов России: Рязанской, Саратовской, Костромской, Волгоградской, Челябинской областей, Красноярского, Алтайского краев, республик Башкортостан и Кабардино-Балкария. Выборка квотная, соответствует генеральной совокупности. При уровне доверия к результатам опроса 95 процентов (общепринятая релевантная величина) статистическая ошибка выборки составляет 1,98.

 

Ассоциация аграрных журналистов,
специально для «Сельского курьера».

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »