Воскресенье, 24 Января, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Вспомним имя своё!


В данном заключении проведен анализ и оценка необходимости реноминации некоторых улиц в сельском поселении Волковское Рузского района. В деревне Нововолково — улиц Советская, Комсомольская и Революционная; в деревне Никольское — улиц Комсомольская, Советская, Профсоюзная; в деревне Покровское — улиц Комсомольская, Советская, Совхозная, и в деревне Брикет — улицы Комсомольская, а также будут выдвинуты предложения по новым названиям для этих улиц.
Поставленная задача определяет необходимость рассмотреть вопрос о принципах ономастического именования, основанных на истолковании функций имени собственного, или онима.
Как известно, первичная функция онима — отличать «свой» объект от других. Вообще говоря, с такой задачей справляется и число, точнее, порядковый номер — так различаются авеню в американских городах или линии на Васильевском острове в Петербурге.

Исторически сложилось так, что ономастическое сознание не довольствуется этой функцией онима, и на него возлагаются дополнительные задачи, из которых в первую очередь следует назвать две.
Первая из них — характеризующая — «обязывает» оним сообщать нечто об объекте; так, назвать некий объект новым, чтобы отличить от уже бывшего, приходило на ум людям тысячи раз, о чем говорят топонимы Ново-Волково, Нойбург, Новая деревня и т. д. Наряду с «возрастной» характеристикой, популярны ландшафтные: Пятигорск, Красноярск или улица Широкая; а также названия, характеризующие географическое положение объекта внутри города: улица Центральная, улица Солнечная. Характеризующих онимов много, однако, их семантика со временем и с переходом объектов к другим этносам утрачивается, и остается проверенная временем различительная функция.
Вторая дополнительная задача онима — ориентирующая, требующая от него указывать на отношения именуемого объекта к другим; так, улица Тверская в Москве указывала направление к Твери, а Московская в Новгороде — направление на Москву. Самой распространенной внутри русского города была ориентация по храмам — отсюда Пречистенка, Воздвиженка. Для самих городов главным ориентиром всегда были реки, отсюда такое количество названий городов, ономонимичных именам рек, как Москва, Воронеж, Руза.
Обе эти задачи означают, что оним содержит информацию об именуемом объекте, поэтому такие принципы номинации можно назвать семантическими, как и саму ономастику семантической. Именно такой и была традиционная русская ономастика, сложившаяся к началу XIX века.
Дальнейшее обогащение содержания онима вывело его в пространство семиотики: на него стала возлагаться задача обозначать нечто идеологически значимое. Такие принципы и стала эксплуатировать советская власть.
Первое, что сделала советская власть с ономастикой, — поставила ее на службу увековечиванию. Нельзя сказать, что это было ее изобретением: город Владимир был назван князем Владимиром «во имя свое», так же, как и Ярославль — тысячу лет назад его сыном Ярославом Мудрым. Иначе говоря, прецеденты семиотической номинации были, но большевики внедрили в практику обязательные и массовые, если не сказать тотальные, наименования в честь и память деятелей революции — таких имен на карте страны было великое множество: к 1941 году были переименованы 24 крупных города, получивших названия в честь Ленина, Сталина, Ворошилова, Калинина, Кирова, Куйбышева, Молотова, Орджоникидзе, Петровского, Свердлова, Фрунзе, и не поддающееся подсчету число малых городов, сел и деревень, улиц и площадей, заводов и колхозов, школ и университетов.
Возвращаясь к реноминации конкретных объектов, о которых говорилось вначале, необходимо рассмотреть их современные названия: это улицы Советские (три улицы с этими именами есть в селах Никольское, Покровское, Нововолково), улицы Комсомольские (в каждом селе по одной), а также улица Революционная (село Нововолково), улица Совхозная (село Покровское) и Профсоюзный переулок (село Никольское).
Начать следует с того, что такая частота встречаемости одинаковых названий — Советская, Комсомольская — доказывает, что эти онимы не являются отличающими признаками данных топографических объектов, они не отличают улицу Комсомольскую в селе Покровское от улицы Комсомольской в селе Брикет, и тем самым нивелируют разницу этих сел. Село Никольское с XVII века существует как вотчина князей Троекуровых, а село Брикет появилось только в 70-х годах XX века. Эти названия абсолютно не исполняют характеризующей функции, они никак не описывают объект, которому они присвоены, и носят сугубо идеологический характер, а не коммуникативный.
Например, в каждой исследуемой нами деревне есть улица Советская. Какую функциональную нагрузку несет это название? Сугубо идеологическую, а не адресную и коммуникативную. Также слишком разное отношение в обществе к самим Советам, в честь которых названы эти улицы, и ко всему советскому наследию, да и большая часть населения никогда не ответит на вопрос, почему их улица так называется, то ли на этой улице был Дом Советов, то ли в честь страны Советов, то ли в честь первого Совета уполномоченных, организованного в мае 1905 года бастующими рабочими текстильных и ткацких предприятий в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново), то ли в честь сформировавшегося 27 февраля 1917 года Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, выполнявшего роль Всероссийского Совета и осуществлявшего власть в столице наряду с Временным правительством. В какой-то момент советского периода номинация улиц стала проходить автоматически, уже никто не задумывался, какую функцию должно нести название внутригородского объекта. Во всех городах стали называть новообразовавшиеся улицы Коммунистическими, Комсомольскими, Советскими, имени Ленина не потому, что эти названия несли какую-то топонимическую и географическую нагрузку, а потому, что этого требовала общая идеологическая конъюнктура этого периода, и были жестко навязаны большевиками из центра без каких-либо референдумов и опросов местного населения. До сих пор в стране тысячи улиц названы Советскими и Комсомольскими.
По поводу улицы Революционной в селе Нововолково можно сказать, кроме того, что это название не является характеризующим и функциональным, что оно кажется исторически необоснованным, потому что никаких знаковых и ключевых событий ни Революции 1905 года, ни 1917 года в этом месте не происходило. Тем более, село образовалось значительно позднее революций 1905 и 1917 годов. Так же абсолютно непонятно, о какой революции идет речь: русской, французской, английской, и даже если русской, то какой именно. До сих пор на картах наших городов тысячи улиц носят богоборческое название Революционных, хотя по действующим российским законам, насильственное свержение власти, то есть революция, недопустимо, и считается тягчайшим уголовным преступлением.
Название переулка Профсоюзный в селе Никольское и название улицы Совхозная в селе Покровское также никак не подчеркивают географическую индивидуальность этих населенных пунктов. В нашей стране существуют тысячи Профсоюзных и Совхозных улиц. Они слишком безлико выглядят на картах данных сел, носящих такие характерные названия и у которых очень богатая история.
Также стоит отметить, что при натурном обследовании этих сел было выявлено полное отсутствие табличек с названиями улиц, только лишь на главных улицах можно встретить таблички, что говорит о фактическом безразличии граждан к ономастической проблеме.
 Это очень упростит процесс переименования улиц, так как зачастую главной проблемой бывает именно несогласие жителей населенного пункта.

Новые топонимы для этих улиц разработаны с учетом историко-культурной оценки данного района и характерных особенностей каждого села, а также в соответствии с законами традиционной ономастики.


СЕЛО НИКОЛЬСКОЕ
Архитектурной доминантой этого села является собор Николая Чудотворца, построенный в 1783 году по проекту архитектора И. Е. Старова, одного из основоположников русского классицизма. Храм является единственным церковным проектом автора. Здание представляет замечательный образец раннего русского классицизма, образуя единый ансамбль с усадебным комплексом. Когда подъезжаешь к селу со стороны Рузы — храм возвышается над селом. К храму ведет улица Советская, и он является логическим ее завершением. С улицы Советской обеспечивается наиболее полный обзор памятника и наиболее ценные видовые раскрытия.
Самой распространенной внутри русского города была ориентация по храмам (например, Пречистенка, Воздвиженка в Москве). Также многим улицам в Москве и не только, утратившим свои названия в советское время, вернули исторические наименования, например:
— Андроньевская площадь — по Спасо-Андроникову монастырю с его древнейшим московским собором: он старше кремлевских соборов; вспомним и о том, что в монастыре похоронен Андрей Рублев (площадь Прямикова, 1919 год; историческое название возвращено в 1990 году);
— Борисоглебский переулок — по церкви святых Бориса и Глеба (улица Писемского, с 1962 года; историческое название возвращено в 1992 году);
— Улица Варварка — по церкви святой Великомученицы Варвары (улица Разина, с 1993 года; историческое название возвращено в 1990 году).
Следуя законам традиционной русской ономастики, хотелось бы переименовать улицу Советскую в Никольскую, но топоним Никольское логически привязан к названию самого села, поэтому кажется возможным назвать эту улицу Рождественской, по посвящению придела Никольского храма.
Праздник Рождества Христова является одним из больших праздников христианства, и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. На Руси его начали праздновать с X века. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря. С 1917 года в атеистическом советском государстве о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз.
В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю. В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь. С 1991 года стал праздник Рождества «настоящим» праздником — Постановлением Верховного Совета РСФСР день 7 января объявлен выходным.
Также необходимо вспомнить историю села Никольское. В XVII века это село, стоящее на реке Озерна, было вотчиной князей Троекуровых. Троекуhровы — княжеский род из числа князей Ярославских, владевший вотчинами между Ярославлем и Костромой, в окрестностях села Бурмакина. Потомок Рюрика в XX колене князь Михаил Львович, по прозвищу Троекур, был родоначальником князей Троекуровых. Род князей Троекуровых пресекся в 1740 году. Их фамилия осталась в названиях некоторых принадлежавших им сел и кладбища.
В 1660 году Борис Иванович Троекуров построил в Никольском церковь во имя святителя Николая. В 1711 году по прошению Н. В. Троекуровой, взамен обветшавшей старой построена новая церковь, с приделами: во имя мучеников Мины и Иоанна Воина.

С 1775 по 1917 годы село принадлежало княжескому роду Гагариных. Гагарины ведут свой род от князей Стародубских, родоначальником которых был Иван Всеволодович, младший сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, получившего от отца в удел городок Стародуб-Кляземский. Один из его потомков, князь Михаил Иванович Стародубский-Голибесовский (XVII колено от Рюрика) имел пять сыновей, из которых первый Василий, четвёртый Юрий и пятый Иван имели общее прозвище Гагара. От них пошли три ветви князей Гагариных.
В 1773–1776 годах князь С. С. Гагарин, действительный тайный советник и гофмейстер построил сохранившийся до наших дней каменный усадебный дом, флигели, конный двор, ворота, проекты которых, как и проект церкви, принадлежит архитектору И. Е. Старову. Стоит отметить, что эта усадьба единственная работа величайшего архитектора в Московской области. Усадьба Никольское — Гагарино одна из ранних его работ. История данного села исторически связана с двумя фамилиями — его основателей князей Троекуровых, а также с фамилией княжеского рода Гагариных, который оставил после себя великолепный памятник раннего классицизма. Название улицы Гагаринская и Троекуровская являются функциональными и исторически обоснованными топонимами для данного села.


СЕЛО ПОКРОВСКОЕ
Как и село Никольское, существует с XVII века, в это время оно было вотчиной бояр Лопухиных. Село, прежде всего, знаменито своей усадьбой Шереметевых, от которой сохранился лишь храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1677 году стараниями боярина Сергея Абрамовича Лопухина была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1715 году усадьба перешла дворянскому роду Шереметьевых. Шереметьевы — русский дворянский и графский род, из которого вышло много бояр и воевод. Подобно Романовым, выводят свое происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Шеремет, а его братом — Семен Епанча (конец XIV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметьевы. В основе фамилии, по Н. А. Баскакову, лежит тюркско-булгарское (чувашское) Шеремет — «бедняга», или тюркско-персидское Ширмухаммад — «Благочестивый, храбрый Мухаммад».
В XVI — XVII веках из рода Шереметьевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного Царевича Ивана Ивановича, умершего по разным данным от отравления или раны на охоте, а вовсе не убитого Царем Иваном Грозным. В Московском летописце за 7090 (1581. -Н. Ш.) год написано: «…преставися царевич Иоанн Иоаннович». Пискаревский летописец указывает более подробно: «…в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…» Морозовская летопись констатирует: «…не стало царевича Иоанна Иоанновича». Как видим, об убийстве нет ни слова.
Пятеро внуков Андрея Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметьевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметьевых на государственные дела в XVII веке В это время Шереметьевы были одним из шестнадцати родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Петр Никитич Шереметьев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Его двоюродный брат — Федор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.
Самым известным представителем этого рода является фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев (1662–1719), который в 1706 году за усмирение восстания в Астрахани был возведен в графы (от него пошла графская ветвь рода Шереметьевых).
Так как род Шереметьевых оставил после себя значимый культурный след в истории села Покровского, то очень уместно назвать одну из улиц Шереметьевской.
В усадьбе Покровское в начале 1800-х годов, принадлежавшей Надежде Николаевне Шереметьевой (урожденной Тютчевой), прошло детство Федора Ивановича Тютчева, замечательного русского поэта-лирика и дипломата, литературное наследие которого сложно переоценить.
Большинству Федор Тютчев известен как русский поэт, но мало кто знает, что в большей степени он был философом, размышлявшим над судьбой своей Родины. Тютчев больше 20 лет провел с дипломатической миссией в Мюнхене и вернулся в Россию в 1844 году. Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848–49 годов, но не завершенного трактата «Россия и Запад».
В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянскоправославных государств под эгидой России.
Так как жизнь поэта непосредственно связана с историей села Покровское, то еще одну улицу, рекомендованную к реноминации, необходимо назвать Тютчевской.
Существующий каменный храм в селе Покровском сооружен в честь победы русских войск в войне 1812 года. Освященный в 1818 году, храм имел три престола: главный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Алексия Московского, правый — во имя Трех святителей.
30 января (12 февраля по «новому стилю») Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день, по традиции, совершается необычное последование — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Следуя русской топонимической традиции называть улицы по посвящению церквей, находящихся в исследуемом населенном пункте, можно было бы назвать одну из улиц Покровской. Как и в селе Никольском, топоним Покровское привязан к селу. В данной ситуации логично назвать одну из улиц по имени святителя Алексия Московского, в честь которого освящен предел храма, — Алексеевской.
Память святого празднуется 25 февраля по «новому стилю». Святитель Алексий был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, поступившего на службу к Московскому князю Даниилу Александровичу. Родился он в 1292 году (по другим данным, в 1304 году) в Москве и получил в крещении имя Елевферий.
В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг и имя Алексий. Его руководителями были замечательные подвижники этой обители — старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 году его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, святитель Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист посвятил его в архиепископа Киевского с титулом «Всечестной митрополит и экзарх».
Несмотря на все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительстве монастырей, о благоустройстве монашеской жизни. Им были устроены три монастыря в Москве (Чудов, Спасский Андроников, Алексеевский) и восстановлены две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде.

Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, святитель Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (святой Димитрий Донской). Святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Димитрий Донской первый из великих князей московских ясно и определенно заявил стремление к государственному единодержавию. Скончался святитель Алексий в глубокой старости, 12 февраля 1378 года, и погребен в Чудовом монастыре.

 

ДЕРЕВНЯ НОВОВОЛКОВО
В шестидесятые было создано Рузское водохранилище для обеспечения водой Москвы. На берегу этого водохранилища и образовалось в 1970-х годах деревня Нововолково как центральный поселок Волковского поселения. Топоним Нововолково говорит о том, что этот объект «новый» по отношению к старой деревне Волково, располагающейся в километре к юго-западу от села Нововолково. Когда образовалось эта деревня, сказать трудно, но на карте 1774 года Горихвостова она уже отмечена.
Название поселения по старой деревне Волково, ранее звучавшее как Волоково, по одной из версий связано с проходившим здесь в древности волоком, когда ладьи с помощью бревен-катков перекатывали из одной реки в другую.
На территории восточной части современной деревни Нововолково находилась деревня Дуброво до 1980-х годов (на плане 1982 года деревня еще обозначена), когда разросшееся село Нововолково поглотило ее. На плане Шуберта 1860 года эта деревня показана как деревня Дуброва. Так исторически село Нововолково непосредственно связано с топонимом Дуброво или Дуброва, что необходимо отразить на карте этого села, дав одной из улиц название Дубровская, дабы сохранить память о наших славных предках.
Использование исторических топонимов при названии новых внутригородских или внутрисельских объектов является вполне закономерным и научно обоснованным. Так, например, на северной окраине Софийской стороны Великого Новгорода есть улица Кречная. Раньше на берегу Волхова стояла деревня Кречно. После включения ее в городскую черту решением горисполкома в 1966 году новая улица получила название Кречная. В Москве масса таких примеров — улица Теплый Стан (деревня Теплые Станы, обозначенная в этом районе на картах XVIII–XIX веков), улица Раменки и т. д.

На территории бывшей деревни Дуброво сохранилась каменная церковь Спаса Всемилостивого в стиле классицизма, выстроенная на средства П. Б. Белавина в 1803 году.
К ротондальному основному храму пристроены трапезная с Владимирским и Петропавловским приделами и колокольня. После того, как село Дуброво исчезло, церковь приписали к деревне Нововолково. Как говорилось неоднократно, возникновение географических наименований связанных с храмами и монастырями — одна из давних традиций русской топонимии. Эту традицию уместно продолжить, дав названия одной из улиц деревне Нововолково в честь храма — Спасская.
Имя собственное Спас в русском языке имеет несколько значений.
— Славянский перевод имени Иисус Христос; так кратко именуется Спаситель, Господь Иисус Христос;
— Народное название храма, освященного в честь праздника Христа Спасителя (Воскресения Христова, Преображения и др.);
— Название, применяемое к иконам Господа Иисусу Христа, преимущественно к Нерукотворному образу;
— Народное название трех православных праздников: Медовый Спас (14 августа по «новому стилю»), Яблочный Спас (19 августа) и Хлебный Спас (29 августа).
В непосредственной близости от территории, где сейчас расположена деревня Нововолково, с начала XIX века и вплоть до затопления этой территории находилась деревня Песочня.
На картах Шуберта 1826 и 1860 годов на территории современного водохранилища показаны две деревни — Песошня и Подпорино. К 1941 году, как показано на плане Генштаба Красной армии, эти две деревни слились в одну с двойным названиям Песочня-Подпорино. Позже название Подпорино исчезло из названия и осталось только Песочня. Так как деревня была затоплена, то топоним Песочня в этом районе окончательно исчез с карты, чтоб его восстановить, необходимо назвать им одну из улиц деревни Нововолково.

 

СЕЛО БРИКЕТ
Как и деревня Нововолково образовалось уже после создания Рузского водохранилища в 1970-х годах. Само по себе это село не было бы примечательно с исторической точки зрения. Если бы не события, проходившие здесь в октябре-ноябре 1941 года, а именно бои за Скирмановские высоты, шедшие непосредственно на данной территории
(названы по имени деревни Скирманово, находящийся в пяти километрах к западу от села Брикет).
В боях на территории Рузского района бойцы и командиры РККА, партизаны героической борьбой во славу Отчизны перечеркнули все планы немецко-фашистских захватчиков. Имена разведчицы Зои Космодемьянской и генерала-кавалериста Доватора, майора-танкиста Либермана, наводчика орудия Дыскина и снайпера Лысова, сразившего из винтовки бомбардировщик «Юнкерс-87», навечно покрыли себя неувядаемой славой. В сражении под Рузой принимал участие правнук великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Боец диверсионно-разведывательной группы Октябрьского района Москвы Григорий Григорьевич Пушкин в октябре-ноябре 1941 года участвовал в секретных рейдах в тылу врага в районе поселка Дорохова. Позднее Григорий Пушкин стал командиром партизанского отряда в Волоколамском районе.
В 1941 году немецкая группа армий «Центр» наступала по нескольким направлениям: на села Волоколамского района, на Ново-Петровское Истринского района и на Звенигород, пытаясь прорваться к Москве. На пути германских дивизий лежали Скирмановские высоты, занятые советскими войсками. В середине ноября 1941 года там развернулись ожесточенные бои. 78-я стрелковая дивизия силами 258-го стрелкового полка подполковника Суханова противостояла элитной германской моторизованной дивизии СС «Райх». Но отстоять район все же не удалось.
Бои за Скирманово продолжались с переменным успехом с 26 октября по 19 ноября 1941 года. Красная Армия выдвинула против врага на этом направлении около десяти крупных армейских подразделений, в том числе 18-ю стрелковую дивизию полковника Живалева, 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Доватора, 2-й дивизион реактивной артиллерии «катюш» Героя Советского Союза капитана Карсанова, многие другие.
Командующий 16-й армией генерал-лейтенант Константин Константинович Рокоссовский, подводя итоги Скирмановского сражения, писал: «Разгром немецко-фашистских войск был полный. 10-я немецкая танковая дивизия, предназначавшаяся для перехвата Волоколамского шоссе, с большими потерями откатилась далеко назад. На поле боя враг оставил до 50 подбитых и сожженных танков, много орудий, минометов, сотни автомашин». Это событие необходимо отобразить на карте села Брикет, и переименовать улицу Комсомольскую (название которой не несет ни характеризующей, ни направляющей функции, и уж точно не отличает эту улицу от других Комсомольских улиц Волковского поселения) в улицу Скирмановскую.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »