Четверг, 13 Августа, 2020 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

День Пресвятой Троицы


О происхождении праздника, который православные христиане всего мира отмечают в этом году 15 июня, читаем в книге «Деяния Святых Апостолов».
— До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

— При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, какбы от несущегося сильного ветра, и, наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
На пятидесятый день (в восьмое воскресенье) после празднования Пасхи отмечается День Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно книге Деяний Апостолов (2:1–12), в день Пятидесятницы — ветхозаветного праздника Седмиц (Втор. 16:9–10; Чис. 28:26) — на апостолов впервые сошел Святой Дух, что явилось для учеников Иисуса знаком исполнения библейского пророчества (Иоиль 2:28) и наступления новой мессианской эры. Подобно тому, как иудейская Пятидесятница (дарование пророку Моисею Закона на горе Синай) представляет собой завершение пасхальной истории, так и христианская Пятидесятница является кульминацией евангельских пасхальных событий, поскольку в этот день Иисус Христос послал Святого Духа на Своим последователям. Так же как дарование Закона на горе Синай положило начало иудейской религии, дарованием Святого Духа началось распространение христианской вести «до края земли» (Деян. 1:8).
Праздник получил название День Святой Троицы, поскольку согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества — Отца, Сына и Святого Духа — в спасении человека.
Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 год) Церковь приняла догмат о Троице.
У христиан сохранилась и ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами (Лев. 23:10–17). Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврийскую дубраву, где по библейскому преданию патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников (Быт. 18:1–16).
Будучи великим праздником, Пятидесятница отмечается в течение семи дней. Восточная Церковь в понедельник после Пятидесятницы празднует День Святого Духа. В этот день совершается особое богослужение, во время которого Святой Дух прославляется как Третье Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы. Торжества оканчиваются в субботу, когда совершается отдание праздника Пятидесятницы.
В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) после Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день (октаву) праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini), посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам). Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Традиция почитания Сердца Иисуса и Сердца Марии западными христианами относится еще к XI–XII векам. По учению Западной Церкви Сердце Иисуса является символом особой любви Иисуса Христа к человеку и олицетворяет надежду на спасение всякого, верующего во Христа. Сердце Марии символизирует ее особую любовь к Иисусу Христу, а также милосердие и сострадание ко всему человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь Западной Церкви в 1648 году, а праздник Сердца Иисуса — в 1765 году папой Климентом XIII. Во время этих праздников также совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.

У славянских народов праздник Троицы по времени совпадал с Зелеными святками — циклом летних языческих празднеств (русалий), связанных с почитанием духов растительности. Со временем название «Зеленые святки» закрепилось за праздником Троицы и сохраняется до сих пор во многих славянских языках. В обрядах одного из этих празднеств — семика, особое значение имела береза.
Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали, «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которые читаются только в этот праздник.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и храмы украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.


Страницу подготовил
Сергей Морев,
по материалам
православных СМИ

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »