Четверг, 2 Декабря, 2021 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

А танки наши?..


11 сентября 2011 года, в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны бронетанковой техникой, отмечается праздник — День танкиста.

После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября Дня танкистов. В годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление. 

День танкиста с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.
Танковые войска до и в годы Великой Отечественной войны Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, наша страна изыскала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 года, когда сормовские рабочие города Горького построили первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин».
Уже перед Великой Отечественной войной советские конструкторы, инженеры, рабочие дали армии замечательные образцы танковой техники; ее развитие и совершенствование не прекращалось и в течение войны. Войска оснащались грозными боевыми машинами, во многом превосходившими по своим тактическим и техническим характеристикам танки противника. В сражении с врагом не было не одной значительной операции, в которой бы ни участвовали советские танкисты, проявившие массовый героизм в борьбе за свободу Родины.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует, прежде всего, отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года». Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5 и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей Красной Армии. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна с 1932 по 1940 года. За эти годы было выпущено около 8000 танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк Красной Армии — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы «Виккерс». При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции.
В 1933–1934 годах были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. На их внешнем виде еще сказывалось влияние 16-тонных танков «Индепендент» фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами. Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «КарденЛлойд» (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10 миллиметров. Всего промышленностью было выпущено 2627 танков Т-37 и 1382 танка Т-38. Опыт боев в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени.
Таким образом, в 1937 года на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. На вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными.
С весны 1940 годы танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 танков КВ-1 и 1225 танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 года в войсках имелось 23140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшим легким танкам. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководству Красной Армии формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии.
В июне 1940 года, исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 году механизированные корпуса как средство решительного маневра. В состав мехкорпуса новой организации входили две танковые и одна моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, отдельные батальоны — связи и инженерный, а также авиационная эскадрилья. По штату военного времени корпусу полагалось иметь 36000 человек личного состава, 1031 танк, в том числе 546 новых танков КВ и Т-34, 358 орудий и минометов, 268 бронемашин. Всего формировалось 29 мехкорпусов и две отдельные танковые дивизии. Танковая дивизия состояла из двух танковых, мотострелкового и артиллерийского полков, а также подразделений обеспечения и обслуживания.
Ее штатная численность составляла 11343 человека, на вооружении состояло 375 танков, 60 различных орудий и минометов, а также другая техника. Моторизованная дивизия в составе двух мотострелковых, одного танкового и артиллерийского полков и подразделений обеспечения и обслуживания должна была насчитывать 11650 человек, 275 танков и около 100 орудий и минометов. В ходе Великой Отечественной войны в связи с большими потерями бронетанковой техники в Красной Армии был осуществлен переход от крупных соединений к более мелким — бригадам, полкам и батальонам. Организация и вооружение танковой бригады в ходе войны неоднократно менялись, и лишь в ноябре 1943 года были утверждены штаты, которые просуществовали до конца войны. Согласно им бригада состояла из трех батальонов танков Т-34, мотострелкового батальона и подразделений обеспечения и обслуживания. В бригаде числилось 1354 человека личного состава и 65 танков Т-34.
С весны 1942 года начали создаваться танковые корпуса в составе трех танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения. В сентябре 1942 года начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотопехоты. В мае — августе 1942 года создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения.
С весны 1943 года в состав танковых армий входят только подвижные соединения — два танковых и один мехкорпус. В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 году 85-миллиметровой пушки, разработанной под руководством В. Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки, которых перед войной в Красной Армии фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97700 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесенные в ходе войны Красной Армией потери оцениваются в 63229 танков и самоходно-артиллерийских установок. 

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »