Юлия Щербакова: «РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ НА ПУСТОМ МЕСТЕ»
Время не стоит на месте. На глазах меняется мир, страна, наша малая родина. Меняемся с ней и мы. Невольно сравнивая минувшие годы с днем сегодняшним, находим разительные отличия. Есть и положительные моменты, есть и вновь образовавшиеся реалии, ставящие нас порой в тупик. Дать объективную оценку социально-экономическому, политическому и культурному генезису Рузского района за последнее десятилетие мы попросили хорошо известного и уважаемого нашими земляками человека — Юлию Щербакову, несколько лет занимавшую должность главы района. Разговор получился дельным и обстоятельным. Это и неудивительно — 39 лет своей жизни Юлия Алексеевна отдала любимой рузской земле. И о проблемах района, его потенциале, кочках и ухабах на пути развития, допущенных ошибках, знает она не понаслышке.
— Юлия Алексеевна, сегодня некоторые СМИ много говорят об экономических переменах, якобы имевших место в Рузском районе. Здесь и подвижки в деле газификации района, и иностранный инвестор, привлеченный в район. На ваш взгляд, эти оптимистические реляции имеют место? И с чем в таком случае связаны заявленные администрацией успехи района?
— Безусловно, изменения экономической составляющей произошли. Но нет здесь ничего особенного. Мы же не можем стоять на месте. Если говорить о развитии экономики в свете материального увеличения бюджета, оно есть. Но оно присутствует по вполне объективным причинам. Иного и быть не может. Но если внимательно проанализировать имеющиеся факты, мы приходим к выводу, что ничего сверхъестественного за последние годы в экономической сфере не произошло. И говорить о каком-то экономическом «скачке» не приходится. Нельзя говорить, что все позитивные изменения произошли «вдруг». Это совсем не так.
Возьмем наиболее крупные, градообразующие предприятия. Говорить о создании новых рабочих мест за последние годы не приходится. Скорее даже наоборот. К примеру, кондитерская фабрика вообще ушла из района, а вместе с ней район лишился и крупных налоговых поступлений, и, что самое главное, почти тысячи рабочих мест для ружан. В этом случае как-то неуместно говорить о прорыве, скорее, это отступление.
Скажу прямо: я была просто в шоке, узнав о закрытии предприятия. Налоги на прибыль, налог на имущество, НДФЛ — всех этих денег район лишился в одночасье. И ведь дело не в том, что району якобы такое количество конфет не нужно. А рабочие места району нужны? А развитая инфраструктура? Ведь, насколько мне известно, руководство предприятия никуда не планировало переезжать. Более того, фабрика построила свою котельную, водовод, еще один корпус. Они видели перспективу, имели планы, но все же уехали. Почему? Все появляющиеся проблемы, на мой взгляд, должны решаться в ходе переговоров, и никак иначе. Заинтересованность в решении этого вопроса имели обе стороны. И, тем не менее, договориться не смогли. Следовательно, можно с уверенностью предположить, что администрация к компромиссу просто оказалась неготовой. В результате — тысяча людей осталась без работы, а район лишился живых денег.
Много говорят о пуске в Рузском районе завода LG. Почему-то приход в район крупного корейского инвестора увязывают со сменой руководства района в 2004 году. Как бы с этой даты идет отсчет. Наступил 2004-й, и в районе сразу резко все поменялось. Но даже малосведущему в экономических вопросах человеку предельно ясно — такой проект за один день реализован быть не может. О перспективе строительства крупного промышленного объекта мы задумались еще в 2003 году. Планировалось, что это будет сборочное предприятие. Подыскали площадку для будущего строительства, которая соответствовала всем необходимым требованиям. Это и близость к транспортной развязке, и возможность обеспечения производства квалифицированными кадрами. И еще бесчисленное множество вопросов. Мы остановили свой выбор на площадке в Дорохове. Здесь и железнодорожный узел, и рядом Можайск с Кубинкой, которые могли обеспечить квалифицированный персонал. Выбранная площадка была определена как зона развития, место для строительства объекта. И после этого, в конце 2003 года мы вошли в областную программу, а правительство области начало поиск инвесторов. То есть был проведен огромный объем работы до 2004 года, когда пришли инвесторы. Так что нового новый глава района ничего не сделал, да и просто физически не мог сделать за столь краткий период времени. У нас же все подавалось так, что такой серьезный объект возник в течение пары-тройки месяцев с приходом в район администрации Олега Якунина. Опять повторюсь — так не бывает, потому что не может быть никогда.
— Такой больной вопрос для жителей Рузского района, как газификация жилых домов, перевод котельных на газовое топливо. Слушая доклады районных чиновников о состоянии дел в этом направлении, испытываешь двоякое чувство. С одной стороны, судя по официальным данным, район за последние несколько лет буквально опутался нитками магистралей, с другой — несбывшиеся надежды наших земляков, до которых «нитки» эти все никак не дотянутся. Многие уже вообще простились с мыслями на своем веку дождаться такого привычного для других блага цивилизации. И это в XXI веке, в сердце страны, снабжающей голубым топливом половину Европы! В чем заминка?
— Вопрос, действительно, стоит очень остро. Судя по публикациям в районных СМИ, опять имеем очень хорошие показатели. Читаем: за последние годы пустили эту котельную, перевели на газ другую. Буквально каждый год что-то новое. Как грибы все растет. Но ведь, опять же, нам говорят о старых проектах. Нового ничего нет. Возьмем котельную в Колюбакино. Она преподносится как достижение администрации Якунина. Но ведь она была готова до его прихода. Был сделан проект, проведены изыскания, выбиты лимиты. К отопительному сезону она уже была готова к эксплуатации. Необходимо было лишь решить вопрос с теплотрассой. А сколько таких котельных еще было переведено на газ? И Космодемьянская, и Никольская, и в Горбове вопрос решили, и реконструкцию отопаливающей весь микрорайон тучковской котельной провели. Был также подготовлен проект и начаты работы по строительству газопровода на Орешки. Сейчас нам подается это опять же как некий скачок. Но это все старые проекты, на подготовку которых ушли и время, и силы, и средства. А новых так и не появилось.
Мы все говорим о необходимости строительства нового жилья. Начиная с 2000 года, несмотря на последствия кризиса, мы строили по 60 квартир в год. Возьмем микрорайон «Северное сияние». Летом 2005 года с большой помпой было начато строительство. Но все вопросы, связанные с отведением участка, инженерным обеспечением, водоснабжением и т. д., были решены еще до прихода в район команды действующего ныне главы. Еще тогда было известно, что микрорайону понадобится своя котельная, мощности городской не хватит. И решение этих вопросов было на выходе, и договор был заключен. Кроме того, чтобы что-то построить, необходимо разработать генеральный план. При разработке проекта «Северного сияния» мы занимались и этим. Осталось только строить. Тем не менее, воз и ныне там.
Дворец водных видов спорта. Вот новый проект, скажете вы. Безусловно, это очень важное дело. Но таким ли новым был проект его строительства? Еще в конце 2002 — начале 2003 годов я, в бытность главой администрации Рузского района, обращалась к губернатору Московской области Борису Громову с письмами о необходимости строительства спортивного объекта в Рузе. И тогда же губернатором было принято решение включить наш город во вторую очередь программы спортивных сооружений в области. И уже в конце 2003 года всем было известно, что спортивный комплекс в Рузе будет. Очень серьезно рассматривали вопрос, каким он, собственно, должен быть. Учитывая опыт соседей, несущих немалые расходы на содержание подобных объектов, мы старались принять оптимальное решение. Чтобы и расходы были приемлемыми, и чтобы спорткомплекс не дублировал подобные в близлежащих городах. Все это тоже работа и немалая.
— Юлия Алексеевна, о том, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Рузском районе одни из самых высоких в области, говорится уже давно. Одна из называемых причин неподъемности для многих ружан платежей — опять же высокая стоимость мазута, потребляемого котельными. В то же время некоторые чиновники всерьез утверждают, что, дескать, газ в скором будущем подравняется в цене с мазутом, соответственно, подравняемся и мы в тарифах с соседями, которые перешли на газ. Выходит, и модернизировать котельные в Рузском районе смысла нет?
— Вздорное утверждение. Неужели у нас население к этому готовят? Газ дорожает. Но так же неуклонно дорожает и нефть, продуктом переработки которой мазут и является. Кроме того, мазут надо перегнать, доставить его на место. Наконец. Да и разгрузить — тоже является проблемой. И подогреть перед разгрузкой — все это стоит немалых денег. А еще экология. Вся Европа покупает газ, почему мы должны идти назад, когда все идут вперед?
Что касается тарифов. Настоящих причин может быть несколько. И неэффективное руководство ЖКХ, и вызванные некомпетентностью руководства потери, и просто нечистоплотность ответственных лиц.
— Как вы можете прокомментировать сотрясающие наш район «земельные войны»? Следствие ли это несовершенства законодательства, намеренные злоупотребления районных чиновников или их явная некомпетентность? Может быть, имеются какие-либо другие причины непрекращающихся конфликтов?
— Вообще, надо сказать, та вольность с земельными участками, которую допускало руководство района в течение последних девяти лет, не поддается никакому здравому объяснению ни с точки зрения закона, ни здравого смысла. Администрация района говорит о «неразграниченных участках государственной собственности на землю», которые и пускает в продажу. Это неправда, полная ерунда. После принятия Указа президента России в 1992 году все земли в Рузском районе были разграничены. Были определены границы населенных пунктов, сельхозпредприятий и земель, отданных сельхозпроизводителям в бессрочное пользование. Точка. Да, возможно и остались, подчеркну, муниципальные участки в населенных пунктах. Скажем, дома или участки по 10-12 соток, которые не были вовремя оформлены согласно действующему законодательству. Но и только. К государственным землям сегодня можно отнести лишь земли Гослесфонда, госпредприятий и площади, принадлежащие министерству обороны России. Так вот, после разграничения земель в 1992 году, ежегодно, к 1 ноября, районный земельный комитет готовит и сдает земельный баланс Мособлкомзему. В этом балансе четко указано, где расположены и кому принадлежат определенные земельные участки. После президентского Указа 1992 года все сельхозпредприятия получили свидетельства. Сначала так называемые «синие», потом постоянные. С образованием Регистрационной палаты все эти обозначенные земли перешли в собственность. И такой порядок был единым во всей России.
В каждом хозяйстве, и у нас, в администрации района в земельном комитете имелись подробные карты с согласованными границами. Где какое поле, и какому собственнику принадлежит. Без всяких разногласий. Сейчас же в районе творится самая настоящая вакханалия. Выделяя участки, прикрываясь понятием «неразграниченная государственная собственность», администрация открыто нарушает закон. Этакое «рузское ноу-хау». Чиновники элементарно залезают в карман к настоящему собственнику земли.
В вашей газете прочитала о махинациях с землей «полуострова» возле деревни Мытники. Но, простите, это же вообще водоохранная зона, особая земля. Какое строительство? Там вообще ничего делать нельзя. В лес залезли. Куда вообще Гослесфонд смотрит? Земли Гослесфонда неприкосновенны. Потом, даже и участки, выделенные физическим лицам, тоже каким-то странным образом попадают в этот разряд мифических «неразграниченных государственных земель». Но у нас в стране действует Конституция, которая охраняет права собственника. Людям просто лезут в карман.
Еще один момент. С удивлением можно слышать о выделении частным лицам по 10 и более гектаров земли. Но это тоже противозаконно. Согласно Постановлению правительства Московской области, муниципальное образование полномочно выделить не более трех гектаров земли. Все, что свыше может санкционировать только область.
— Когда вы занимали должность главы района, какие карты составлялись на земли Рузского района? Что определяло границы поселений? Как они устанавливались на местности?
— После Указа Президента РФ, как я уже говорила, все земли были разграничены. Каждый населенный пункт, каждое хозяйство имело подробные карты с четким указанием границ. Карты эти хранились и в хозяйствах, и в администрации района, и в земельном комитете. Границы поселений, как правило, складывались исторически. Если требовались изменения на перспективу развития, такие вопросы решались соседями по договоренности. Предоставляя же кому-либо землю, администрация района руководствовалась исключительно действующим на тот момент земельным законодательством.
— А каким образом формировался муниципальный Фонд перераспределения земель?
— Согласно Указу Президента РФ, мы должны были передать хозяйствам земли сельхозугодий. Происходило это следующим образом. Малый Совет, на тот момент являвшийся представительным органом власти Рузского района, рассчитал среднерайонную долю на человека при передаче земли. Эта величина составила 4,1 гектара. Исходя из этой доли и количества имеющих право на бесплатную передачу земли людей на территории хозяйства, рассчитывались передаваемые хозяйствам площади. Но земель было больше. Образовавшиеся излишки площадью чуть более 4000 гектаров и вошли в организованный муниципальный фонд. Месторасположение этих земель было согласовано между администрацией района, земельным комитетом и сельхозпроизводителями. Сами земли четко обозначены на картах, и позднее переданы хозяйствам на правах аренды.
— В заключение нельзя пройти мимо и политической составляющей Рузского района. Как вы можете прокомментировать так называемую «колюбакинскую инициативу», согласно которой прямые выборы депутатов в районный Совет планируется упразднить, а там, глядишь, и не за горами отмена прямых выборов главы района?
— Твердо убеждена: главу района должен выбирать народ. Это наша земля, это наша жизнь, и люди должны видеть и знать в лицо своего руководителя. Он отвечает за их успешный завтрашний день. Когда же приходит к управлению районом человек со стороны, не знающий сложившихся проблем в районе, его особенностей, хорошего ничего выйти не может. И вообще, руководитель не может вырасти на пустом месте. И должен он быть, по моему мнению, прежде хозяйственником, а потом уже политиком. Именно последняя сторона является базисом нашей жизни, а уж словопрения — дело вторичное. К сожалению, многие руководители сегодня думают иначе…
Записал Алексей Гамзин,
фото автора