Влияние иностранных компаний на молочном рынке России
Особая ситуация сложилась в последние годы, когда две самые крупные российские компании — «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» — были куплены американской фирмой «Пепси Ко» и французским «Даноном».
О том, как видят эту проблему в молочной отрасли, мы попросили рассказать Андрея Даниленко, председателя правления Национального союза производителей молока.
— В России вырабатывается почти 32 миллиона тонн сырого молока в год, примерно половина используется самими крестьянами в личных целях, вторая поступает на переработку на предприятия. Из этих 16 миллионов тонн две упоминаемые компании получают примерно 23-24 процента.
По антимонопольному закону их доля не должна превышать 35 процентов, они в эту норму укладываются. И антимонопольная служба дала разрешение на эти сделки. Конечно, обе компании очень активны в продвижении своих брендов. Прежде всего, это йогурты, десерты, детское питание и другие, так называемые нетрадиционные продукты. Все это — изделия, дающие более высокую прибыль, в отличие от традиционных продуктов: молока, кефира, ряженки, творога (глобальные компании их тоже производят).
Последние имеют социальное значение, более дешевы, рентабельность их производства невелика. Так сложилось, что ими в основном занимаются отечественные компании. И им тоже принадлежит значительная доля на рынке, особенно традиционных продуктов.
Хотим мы или нет, но глобализация идет, и такие случаи не единичны. Например, в торговых сетях доля иностранных компаний еще выше. Поскольку «Пепси Ко» и «Данон» нанимают наших рабочих, платят налоги в России, я их воспринимаю как российских производителей. Насколько сильно их влияние? В нашем союзе из 17 членов в совете директоров им принадлежат два места.
Федеральные субсидии идут исключительно сельхозпроизводителям, а не переработчикам молока. По-моему, главная беда в том, что у нас нет третьей силы — кооператоров, объединяющих и производство сырого молока, и его переработку. Пока наши фермеры и сельское хозяйство действуют индивидуально, их влияние слабое. Многие даже прекращают производить молоко, в этом году его надоили на один миллион тонн меньше. Причина? Нервозность и нестабильность в господдержке. Нам необходимо изменить закон о кооперации и осуществлять господдержку через кооперативы тоже, как это делают во многих странах.
И это только укрепит отечественную молочную промышленность».
Страницу подготовила Анна Гамзина,
по материалам российских электронных СМИ