Самолетом по… голове!
Утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал… советский истребитель МиГ-23М.
Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в 15 километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара?
А пилота там и не могло быть - он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.
4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 - 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым летчиком, а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания летной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).
Это был второй его полет в тот день, и все шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета, и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя, и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция - он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.
Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за турбиной снижающегося самолета тянется черный дым. Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолет упал в море, все успокоились и занялись написанием рапортов.
А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через шесть секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолет прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полет, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.
Система опознавания «Я - свой» тоже оставалась включенной, потому службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ.
Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолет и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ, когда он уже пересек голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к краснозвездной машине, американские летчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился: как Советский Союз к этому отнесется, неизвестно. К тому же полет проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего - авось МиГ, израсходовав горючее, сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море.
Но он упал точнехонько на голову бедного Вим де Лара - к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том, что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию, и, дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый!
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля.