Крупнейшие российские ритейлеры занялись агропроектами
Временный запрет на ввоз основных продуктов питания из ЕС, США, Норвегии, Австралии и Канады вынудил крупные российские розничные сети самостоятельно заняться импортозамещением.
Четыре из пяти крупнейших розничных компаний страны уже занимаются собственным производством или ищут партнеров для подобных проектов.
- Мы работаем с производителями над созданием наших собственных теплиц для фруктов и овощей, - заявил гендиректор российского Metro Cash & Carry, четвертого по выручке ритейлера России, Питер Бооне. Это «новый тип проекта», ритейлер работает с двумя партнерами - строителем и производителем, пояснил он. Собственные теплицы нужны компании для обеспечения бесперебойных поставок качественных овощей и фруктов в течение года. Бооне отказался уточнять, о каких овощах и фруктах идет речь, так как проект находится на ранней стадии.
Третий по выручке ритейлер в России, французский Auchan, также заинтересован в местном производстве: компания ищет партнеров по мясу (говядине, баранине). Представитель Auchan Мария Курносова подтверждает это. «Договоренностей нет», - уточняет она.
Пятый по обороту российский ритейлер, «Дикси», тоже ведет переговоры с производителями овощей о совместных проектах. Компания готова инвестировать в капитал таких предприятий или заключать с ними долгосрочные контракты, говорил неделю назад президент компании Илья Якубсон.
Игрок номер два в российской рознице, X5 Retail Group, не планирует подобных проектов, говорит представитель компании Владимир Русанов.
До сих пор собственным производством в крупной рознице занимался лишь лидер российского ритейла - краснодарский «Магнит». Тепличный комплекс «Зеленая линия» к началу 2014 года занимал 43 гектара, из которых 40 - промышленные теплицы для выращивания огурцов, помидоров, помидоров черри, салата, укропа, петрушки. «Магнит» расширяет комплекс, достраивая еще40 гектаровтеплиц. «Зеленая линия» построена в 2011 году, а уже в 2013-м в магазины «Магнит» отправлено около 600 тонн томатов, 15 000 тонн огурцов и более двух миллионов штук зеленных культур, сообщала в начале августа компания. Доля огурцов «Зеленая линия» в обороте сети за 2013 год — 39 процентов, томатов черри — 13,7 процента, салата — 17,8 процента.
Сетевая розница понимает: чтобы снизить риск появления пустых полок, надо заключать долгосрочные контракты с российскими производителями, участвовать в финансировании закупок оборудования и технологий, говорит зампредседателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.
- Подобная практика традиционна за границей, - говорит он. В России доля импорта овощей и фруктов высока, а тепличных комплексов не хватает, рассуждает Леонов, поэтому поддерживать расширение тепличных хозяйств может не только государство.
Даже до введения санкций крупные промышленные поставщики огурцов и помидоров не могли в полной мере обеспечить потребности российской розницы, напоминает гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров.
- Когда «Магнит» сам начал выращивать огурцы и помидоры, он стал безоговорочным лидером по этим категориям. А в условиях санкций кто раньше начнет стратегическое партнерство с крупными производителями, тот и окажется в выигрыше, - констатирует эксперт.
Страницу подготовила Анна Гамзина, по материалам российских информагентств