Продовольственные сети укрупняются
К концу первого квартала 2015 года торговые площади, занимаемые российскими розничными сетями, расширились на 496000 квадратных метров по сравнению с показателем годичной давности.
За последние несколько лет это рекордный квартальный прирост. В январе – марте этого года продовольственные магазины ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года.
Почти весь прирост площадей пришелся на десятку крупнейших российских продовольственных ритейлеров. А два лидера рынка – «Магнит» и X5 RetailGroup (владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») – за три месяца этого года открыли вдвое больше торговых площадей, чем вся десятка крупнейших ритейлеров в первом квартале 2014 года. Площади двух крупнейших ритейлеров расширились за квартал на 251600 квадратных метров, а торговые пространства 10 лидеров рынка год назад – лишь на 118900 квадратных метров.
Это реакция крупных участников рынка на экономический кризис, не сомневается гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Инвесторы ждут от ритейла не высокой маржи, а сохранения роста бизнеса, считает он. Крупнейшие сети сделали выводы из кризиса 2008–2009 годов – тогда такого расширения торговых площадей не было, вспоминает он.
Наиболее активно расширяются сети магазинов «У дома» и дискаунтеры. Гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий еще в начале года обещал, что рост сети этой краснодарской компании будет в 2015 году рекордным – появится более 2090 новых магазинов разных форматов. Это сопоставимо со всей сетью группы «Дикси» (2195 магазинов «Дикси» и супермаркетов «Виктория» на конец 2014 года).
Продовольственные сети, а особенно те, что работают в нижнем ценовом сегменте, чувствуют себя увереннее всех прочих ритейлеров и активно развиваются, констатирует начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании JLL Татьяна Ключинская. Площади, освобождающиеся после выезда других ритейлеров, зачастую забирают себе именно продуктовые сети, отмечает она.
- Крупнейшие компании не испытывают финансовых сложностей, и мы, регионалы, все это ощущаем на себе, – говорит председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую торговую сеть «Семья»).
Рентабельность небольших сетей в этом году снизилась в среднем на два процентных пункта, говорит Пономарев, и, учитывая, что их средняя рентабельность по чистой прибыли составляет около четырех процентов, это «очень болезненно».
- Пока ужесточение конкуренции на рынке не привело к массовым закрытиям небольших розничных сетей, но к концу года мы уже можем увидеть это, – прогнозирует Бурмистров.
Некоторые региональные торговые сети уже столкнулись с серьезными проблемами, исками о банкротстве и были вынуждены закрыть торговые точки. Например, пермская торговая сеть «Добрыня» к началу 2015 года закрыла 10 из 17 магазинов.
Подготовила Анна Панферова, по материалам российских электронных СМИ.