Суббота, 20 Апреля, 2024 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Остановить хозяйственную трагедию


«Трагическое свидетельство важности денежных сил» - так выдающиеся экономисты определяют сегодня характер Великой депрессии в 30-е годы прошлого века

Мы сегодня становимся свидетелями собственной экономической трагедии: несмотря на бравурные реплики агентства Bloomberg российская экономика погружается во все более тяжелую депрессию. Главная ее причина - беспрецедентный дефицит денег в стране, по своему масштабу уже приближающийся к периоду начала девяностых. Возможно, по масштабу дефицита сравнение с периодом либерализации выглядит избыточным, но по продолжительности периода дефицита мы уже обыгрываем 1992-й. Уже год, с мая 2014-го, темпы роста денежной массы ниже инфляции на величину от двух до 24 процентов. Это означает, что за год реальное количество денег в обращении сократилось на 7–10 процентов - почти такого масштаба спад ВВП мы можем ожидать по итогам текущего года.

Нельзя закрывать глаза на то, что сегодня в хозяйственной жизни самыми распространенными событиями становятся остановка предприятий либо их банкротство. Найти новые инвестиционные проекты за пределами малого (совсем малого) городского бизнеса практически невозможно. И не надо тешить себя надеждами: банки практически прекратили кредитование новых проектов, компании, даже обладающие ликвидностью, тоже не решаются на инвестиции.

Характерная особенность нынешнего кризиса - огромные потери, которые понесло население (об этом свидетельствует проваливающаяся розничная торговля). Потери эти образуют три слагаемых: снижение номинального и тем более реального заработка; рост безработицы и сокращение рабочего времени; рост объема просроченных долгов и невозможность перекредитования. Эти локальные драмы каждой семьи на макроуровне складываются в резкое падение объемов розничной торговли и отсутствие импульсов для роста даже в тех сегментах промышленности, где, казалось бы, девальвация рубля дала огромный шанс. Так, по итогам апреля 2015 года даже пищевая промышленность не растет из-за отсутствия спроса со стороны населения, которое сократило потребление продуктов питания уже более чем на 15 процентов.

Как бы мы, интеллектуалы и административные фигуры, ни извращались в определении самых востребованных к 2020 году сегментов и отраслей, какие бы институциональные реформы ни проводили, хозяйство нельзя уговорить - без должного количества денег оно существовать не сможет. Надо также признать, что никакое правительство не в состоянии создать такое количество отраслевых и подотраслевых программ, по которым можно будет как-то особенно эффективно распределить деньги. Это иллюзия, на которую сейчас напрасно работают сотни правительственных чиновников. Хозяйство сегодня нуждается в экстренной помощи - необходим выход ЦБ на открытый рынок и скупка имеющихся в наличии облигаций в объемах, позволяющих компенсировать инфляцию плюс хотя бы половину желаемого процента роста. В 30-е годы XX века именно такой шаг позволил приостановить депрессию. Но ненадолго. Так же, как теперь наше правительство, американские власти испугались проявленной ими смелости.

Мы тоже можем и дальше бояться. Но мы должны понимать, что внешний фактор нам больше не поможет. Никакие экстравагантные инновационные программы нам не помогут. Опираться надо на простой внутренний спрос. Спрос домохозяйств является самым надежным источником роста. Но, чтобы он был, люди должны работать. А чтобы люди работали, предприятия не должны закрываться. Для этого нужны деньги. Если все деньги распределять через специальные программы, это убьет экономику, так как скорость обращения таких денег крайне низка, а их стоимость чрезмерно высока. Необходимо вернуться к нормальному денежному рынку. Надо торопиться. До второй волны спада осталась всего пара месяцев.

«Эксперт» № 23

Долги сельхозпроизводителей почти в полтора раза больше выручки

На конец 2013 года сумма долгов российских сельхозпроизводителей (без учета пищевой и  перерабатывающей промышленности) достигла 2,12 триллиона рублей, что составляло 141 процент от годовой выручки отрасли, на конец 2009 года долг был 1,16 триллиона рублей (120 процентов к выручке), сказал управляющий директор управления агропромышленного комплекса Внешэкономбанка Анатолий Тихонов, выступая на форуме промышленной безопасности в Ростове-на-Дону.

Если в 2009 году на погашение основного дола сельхозпроизводители направили 37 процентов от выручки (360 миллиардов рублей), то в 2013 году – 42,5 процента (637 миллиардов рублей), без учета госсубсидиий российское сельхозпроизводство в 2013 году имело бы отрицательную рентабельность -5,6 процента, добавил Тихонов.

75–80 процентов российских сельхозпроизводителей из-за долгов не могут поднять зарплаты до среднего уровня по своим субъектам федерации и модернизировать свое производство, резюмировал Тихонов.

Эксперты прогнозируют падение рынка сельхозмашиностроения

Главным фактором снижения рынка на Форуме продбезопасности были названы недостаток оборотных средств на селе и высокая закредитованность сельскохозяйственных предприятий.

В отрасли наметились серьезные проблемы, которые уже привели к падению сельхозмашиностроения в 2015 году, сообщает «РБК» со ссылкой на экспертов, участвовавших в дискуссии на Первом всероссийском форуме продовольственной безопасности. Согласно прогнозам, тенденция снижения рынка продолжится и в дальнейшем.

Агентство приводит слова президента ассоциации «Росагромаш» Константина Бабкина, который отметил, что российский рынок сельхозмашиностроения из-за сложившейся экономической ситуации имеет неутешительные прогнозы:

- В этом году российский рынок комбайнов уже упал на 40 процентов, у «Ростсельмаша» снижение поставок составило 10 процентов, и в ближайшее полугодие тенденция падения рынка сельхозмашиностроения только продолжится, поскольку на это влияет целый ряд факторов. Это запредельные кредитные ставки из-за политики Центробанка и продление экспортной пошлины на зерно, что говорит о том, что государство не стимулирует увеличение производства зерна. Рынок падает, небольшое утешение есть только в том, что продажи сельхозмашин упали во всем мире.

По его словам, в странах Европы и США падение составило около восьми процентов, но отечественному сельхозмашиностроению еще нужно догнать отставание прошлых лет. Директор «Петербургского тракторного завода» Сергей Серебряков поддержал эту точку зрения:

- В 2006году в России было около 50 тысяч энергонасыщенных тракторов. По расчетам Минсельхоза РФ, для эффективных работ на территории нашей страны нужно иметь 60 тысяч таких тракторов. Сегодня мы имеем чуть меньше 30 тысяч, из них только 18 тысяч младше 10 лет. Это общая тенденция, с учетом и отечественного производства и импорта техники. Сегодня для эффективного развития сельского хозяйства в нашей стране нужно покупать, или производить минимум 10 тысяч энергонасыщенных тракторов в год.

Главным фактором снижения рынка он назвал недостаток оборотных средств на селе и высокую закредитованность сельскохозяйственных предприятий.

Выход, по мнению экспертов, может заключаться в изменении экономической политики путем усиления координирующей роли государства.

Агентство АгроФакт

 

'; print ''; if (strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/main/')!==false || strpos($_SERVER['HTTP_REFERER'],$_SERVER['HTTP_HOST'].'/poisk/')!==false) $obrref=$_SERVER['HTTP_REFERER']; else { $sql="select dt from nomera where id=".$article[3]; $res=pg_query($dbh,$sql); $row=pg_fetch_row($res); $obrref='/main/'.$row[0].'/'; } print 'Вернуться к списку статей >>>'; ?>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »