История создания аэродрома «Ватулино»
Строительство аэродрома «Ватулино» было начато в 1939 году. Целью его создания являлась противовоздушная оборона города Москвы с западного направления…
Ватулино – это аэродром, неклассифицированный, имеющий четырехбуквенный код УУМВ, предназначен для приема и выпуска воздушных судов (ВС) категории ИКАО «А», выполняющих визуальные, аэродромные тренировочные и демонстрационные полеты, облеты авиатехники и наземных РТС. А также полеты на выполнение парашютных прыжков, планерных аэропоездов – планеров и их буксировщиков, полеты по МВЛ, перегоночные. Полеты выполняются эксплуатантами АОН (авиации общего назначения), в дневных условиях.
Предполагалось создание сети аэродромов для авиации ПВО, расположенных в населенных пунктах: Алферово, Чертаново, Ватулино, Медынь и др. При строительстве должно было учитываться то, что эти аэродромы должны действовать в любой сезон года. Технология строительства подобных аэродромов выглядела следующим образом. В широкую траншею засыпались и утрамбовывались каменные включения: щебень, гравий, битый кирпич. Затем траншею засыпали землей и высаживали траву. Стандартные размеры такой взлетно-посадочной полосы - 100х1000 метров. Такая технология обеспечивала самолетам ПВО выполнение взлетов и посадок во время осенней и весенней распутицы, а также маскировку ВПП под естественное поле.
В начале 1941 года на нем базировались: 12-й истребительный авиаполк, оснащенный самолетами Як-1, под командованием командира полка – майора Лысенко И.П. и 562-й истребительный авиаполк под командованием командира полка майора Негоды.
Впервые с этого аэродрома самолеты поднялись в воздух на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся на Москву в конце июля 1941 года.
В конце 1941 года немецкие войска приблизились к Москве, и возникла необходимость эвакуации истребительных полков. В конце 41-го аэродром «Ватулино» был захвачен немецкими войсками. Фашисты организовали там немецкий бомбардировочно-штурмовой полк.
Каждый летный день наши бомбардировщики производили налеты на аэродром, но существенных результатов эти налеты не дали. Между прочим, с этого аэродрома в декабре 1941 года летал и всемирно известный Ганс Рудель.
С успешным контрнаступлением советских войск под Москвой аэродром «Ватулино» снова заняли наши войска. C июля 1943 года на нем базировался 953-й штурмовой авиационный полк самолетов Ил-2 под командованием майор Добрых С.Ф. 3 сентября 1943 года Военным Советом Западного фронта подразделению было вручено фронтовое боевое знамя.
С аэродрома Ватулино производились боевые вылеты на вражеские войска до конца 1943 года. С продвижением линии фронта на запад аэродром утратил свое оперативное значение и стал «аэродромом подскока».
После войны аэродром стал резервным. До 1986 года использовался как площадка для авиахимработ авиации ПАНХ (производственной авиации народного хозяйства). В деревне Ватулино живет ветеран Великой Отечественной войны, дочь штурмового авиаполка №953 Шкулева (Абалихина) Анастасия Ивановна, которая с 1943 года пятнадцатилетней девушкой начала там свой боевой путь вплоть до самого конца войны. Сегодня она - живой свидетель истории аэродрома «Ватулино».
Начиная с 2002 года, авиакомпания АОН «АК Руза», совместно с клубами АСК РОСТО, возобновили деятельность аэродрома «Ватулино» для полетов легкомоторной авиации. Создание современного аэродрома авиации общего назначения и музея «летающего танка» – самолета Ил-2 - является главной целью организаторов.
Справку составил Выходцев А.Ю., пилот самолета Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот». По материалам архива военно-воздушных сил СССР и опроса свидетелей событий, связанных с историей аэродрома «Ватулино».