Чем не угодил казахским властям памятник Николаю II
Главный редактор портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир рассказал об обстоятельствах демонтажа бюста русского Царя-Страстотерпца.
Тема демонтажа и разрушения на постсоветском пространстве памятников, связанных с историей Российской Империи и СССР, стала вновь актуальной в связи с украинскими событиями. Однако подобное продолжает происходить не только на территории Украины, но и, среди прочего, в Казахстане, государстве, которое является одним из самых близких геополитических союзников России.
В Северо-Казахстанской области по решению властей был демонтирован памятник Николаю II, установленный на частной территории в память о визите Императора.
«Русская народная линия» попросила прокомментировать случившееся главного редактора портала «Русские в Казахстане» Илью Намовира. С ним беседовал публицист Аркадий Бейненсон.
- Инцидент, произошедший в селе Архангельское, является, по сути, маркером отношения казахских властей по отношению к русскому населению Казахстана.
Напомню, в Северо-Казахстанской области русские до сих пор составляют большинство населения, и то, что в русском селе на территории русского православного храма демонстративно демонтируется памятник Страстотерпцу Царю Николаю – достаточно отчетливо характеризует отношение властей к мнению и чувствам русского православного населения Казахстана, для которого произошедшее – это однозначное варварство и кощунство. Ведь бюст был освящен, то есть, являлся уже не просто памятником, но еще и святыней.
При этом весьма занимательна мотивировка акта демонтажа: предпринимателя Петра Вагнера, на чьи средства и был изготовлен и установлен памятник, по сообщениям СМИ, теперь обвиняют в разжигании межнациональной розни: по словам представителей властей, которые 9 августа прибыли в село для сноса бюста, царь Николай не святой, поскольку… подавил восстание казахов.
Чтобы не быть обвиненным в ангажированности, позволю себе привести цитату из статьи о Среднеазиатском восстании 1916 года в более чем нейтральной Википедии:
«Восставшие жгли хутора и убивали семьи русских переселенцев, казаков, рабочих. В телеграмме военному министру от 16 августа 1916 года туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек. Вероломно неожиданные нападения на русские селения сопровождались зверскими убийствами и изуродованием трупов, насилиями и издевательствами над женщинами и детьми… Варварское обращение со взятыми в плен и полное разрушение нажитого тяжелым многолетним трудом благосостояния с потерей во многих случаях и домашнего очага.
В ряде мест, особенно в Ферганской долине, восстанием руководили дервиши-проповедники, призывающие к газавату. Очевидец восстания А. Мамиров рассказывал в июне 1916 года, что лозунгами у повстанцев были: «Долой белого Царя и русских». «Не бойтесь! Если будете убитыми, станете шахидами, то есть жертвами во имя ислама, если убьете - то будете газы - героями! Бейте русских, сделаем мусульманабад - мусульманский мир! Убьем русских и создадим мусульманское государство». Одним из первых объявил о начале «священной войны» против «неверных» Касым-Ходжа, имам главной мечети селения Заамин, провозглашенный «Зааминским беком». Он организовал убийство местного пристава Соболева, после чего назначил «министров» и объявил поход на станции Обручево и Урсатьевскую. По дороге его отряд убивал всех попадавшихся на пути русских».
В современной конъюнктурной исторической трактовке казахских националистов эту резню принято называть «национально-освободительным движением», и ее прекращение вменяется ими последнему российскому императору в вину(!), только не очень понятно, почему. Ведь руководство подавлением восстания осуществлял туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Алексей Куропаткин. Но такие детали не волнуют националистов, для которых установка бюста царю Николаю стала удобным поводом устроить истерику в соцсетях.
По-видимому, не волнуют исторические реалии и власти, которые актом демонтажа наглядно продемонстрировали, к чьему голосу они прислушиваются, и чьим мнением руководствуются при принятии решений. И это явно не голос и мнение русских православных граждан Казахстана».
От редакции
Прискорбно читать такие известия. Казахстан наряду с Белоруссией является ближайшим союзником Российской Федерации. Понятно, что в этих государствах (точно также как в России) существуют силы, которые стремятся вбивать клин в дружеские отношения Москвы, Астаны и Минска, постоянно создавая проблемы в этих отношениях. Один из самых удобных способов создать напряженность - обращение к непростым страницам нашей общей истории, что и было реализовано в селе Архангельском.
История с демонтажем памятника Царю-Мученику Николаю, очевидно, направлена против Нурсултана Назарбаева, который настойчиво ищет символы и знаки нашего единства. А тут педалируется тема казахского антирусского восстания (причем во время войны!), а не совместных с Россией подвигов и свершений.
В нынешних условиях, когда враги России и Казахстана будут всячески поддерживать темы межнациональных противоречий, важную миротворческую миссию должна выполнять Русская Православная Церковь, которая по сути должна стать заступником русских перед властями Казахстана. К сожалению, мы видим на примере истории с демонтажем памятника на территории храма, что Казахстанская митрополия плохо справляется с этой миссией.
«Русская народная линия».