Четверг, 22 Февраля, 2018 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Будет качество - будет и успех!


Экономический кризис – та реальность, с которой России придется жить, вероятно, ближайшие несколько лет. Упавшие цены на нефть обвалили курс рубля, а экстренно поднятая ставка ЦБ фактически лишила бизнес денег. У всех предприятий - сложности и проблемы, а для некоторых сегодняшняя обстановка - это смертный приговор. Однако, к примеру, японцы переводят слово «кризис» как «новая возможность». Они считают, что в кризис можно многого достичь, если действовать с умом, правильно реагировать на потребности рынка.

На недавнем совещании руководства агрохолдинга «Русское молоко» его президент Василий Вадимович Бойко-Великий особенно подчеркнул важность даже в таких непростых условиях не снижать качество выпускаемых молочных продуктов. «Наше качество - это жизнь нашего холдинга» - сказал он.

В кризис можно пойти двумя путями. Первый - максимальное удешевление продукта за счет введение в его состав дешевых ингредиентов, его фальсификация. В случае с молочными продуктами - пальмовое масло, ЗМЖ (заменитель молочного жира), сухое молоко. Но это путь в тупик. Государство пресекает подобные действия, стараясь не дать ввести в заблуждение покупателя. Уже уголовной ответственностью грозят, а не копеечными штрафами, как это было раньше. Технический регламент Таможенного союза гласит, что если в продукте содержится сухое молоко, называться он должен «молочный напиток». Если в продукте не молочный жир, а ЗМЖ - это не сыр, а «сырный продукт», не сливочное масло, а «спред». Многие ли покупатели захотят купить такое?

Другой путь - выпускать качественный продукт, не снижать планку ни при каких условиях. Это позволит не только сохранить своего потребителя, но и привлечь новых. А покупатель, оценив качество, принесет свои деньги.

Именно этой стратегии придерживается агрохолдинг «Русское молоко». О том, как удается поддерживать неизменно высокое качество, нашему корреспонденту рассказал заместитель генерального директора компании по производству пищевых продуктов Алексей Бабенко.

- Есть разные стратегии управления производством. Одна из них - когда цикл зависит от одного конкретного человека. Будь он хоть семи пядей во лбу, высококвалифицированный специалист, - подобный подход не может гарантировать стабильности. Почему качество на нашем предприятии стабильно? Потому, что у нас на молочном заводе внедрена система менеджмента качества. Она уже давно проверена временем - с 2006 года, скоро десять лет. Наш покупатель должен быть уверен, что в любом случае, какие бы сложности мы не испытывали, что бы ни происходило в мире, - это никак не отразится на качестве продукта. Только система, четкий алгоритм действий и операций может привести к ожидаемому результату. Неожиданности исключены - ни сбои оборудования, ни человеческий фактор на него не могут повлиять - система этого не допустит. Качество наших продуктов зависит от многих факторов - это как река, в которую втекает множество речушек и ручейков. Но благодаря системе они управляемы и контролируемы. Каждый шаг прописан в должностных инструкциях специалистов, на всех этапах производства в обязательном порядке проводится мониторинг - по выделенным реперным точкам. Теоретически можно испортить часть какого-то компонента, но он будет отслежен и отсечен и не попадет в конечный продукт. Есть даже программы от намеренного вредительства и вандализма. Они заложены в этот международный стандарт, по которому мы работаем. Например, есть помещения, в которые ограничен доступ персонала. Сюда может попасть только небольшой круг специалистов. Причем войти может, используя только персональную карту. Каждого вошедшего система фиксирует и контролирует. Кроме того, на территории предприятия, в самых важных точках производства расположено 20 видеокамер, планируем довести это число до пятидесяти. Это не только контроль, но и технически-психологический прием. О том, что за персоналом наблюдают, а записи с видеокамер архивируются на три месяца, все работники молочного завода знают - это дисциплинирует. Если допущена какая-то ошибка или халатность - это сразу станет известно, отвечать придется перед всем коллективом.

Эту систему трудно нарушить - в ней задействовано много звеньев и на всех этапах производства. Еще на ферме, при приемке молока, водитель-лаборант, прежде чем залить молоко в цистерну, прямо на месте делает ряд экспресс-анализов по наиболее важным показателям. Цистерна на 15 тонн, это молоко с нескольких ферм и его нельзя испортить одной некачественной партией. Если молоко не соответствует необходимым параметрам, он его просто не возьмет. Несколько лет тому назад такие прецеденты были. Работники фермы отлично знают, и это не позволяет им работать спустя рукава и нарушать технологию - иначе будут материальные потери.

Вообще, молочная промышленность во всем мире считается самой опасной с точки зрения возможности микробиологического загрязнения. Ведь молочные продукты - питательная среда для микроорганизмов. Поэтому в своей работе мы должны быть очень щепетильны. К примеру, сейчас идет модернизация творожного цеха. Кроме всего прочего, в нем предусмотрена такая система вентиляции, что в помещении создается избыточное давление микробиологически стерильного воздуха. То есть, извне, минуя систему, сюда ничто не может проникнуть.

То, что сюда муха не пролетит - это не фигура речи, а факт. Над каждым входом на территорию производства располагается так называемая лампа-киллер, которая привлекает насекомых и уничтожает их.

Но функции системы менеджмента качества не ограничиваются только функциями создания безопасного и качественного продукта. Ее возможности более широкие. Здесь заложена также и возможность обратной связи с потребителем, возможность изучать его предпочтения и ожидания с тем, чтобы создавать новые продукты, которые будут востребованы. Для этого мы активно участвуем в выставках - здесь большая аудитория, постоянно проводим дегустации, изучаем реакцию на нашу продукцию, отслеживаем фактическую ситуацию, чтобы оперативно скорректировать свою деятельность. Есть горячая линия, где фиксируются и изучаются все звонки, есть электронная почта, сайт - мы учитываем каждое мнение. Наша основная задача - чтобы покупатель был доволен. Он платит, он - заказчик, и если ему не понравится наш продукт, то и наше производство не сможет существовать. На выставках мы предлагаем нашему покупателю иновые продукты - те, которые еще не внедрены в производство, у них еще нет фирменной упаковки, они еще не сертифицированы, а приготовлены ограниченной партией, иногда даже в лабораторных условиях. Цель - понять, будет ли этот продукт востребован на рынке. И только убедившись, что он пришелся по вкусу, мы приступаем к его массовому производству. Работать в обратном порядке нерентабельно - новое дополнительное оборудование, упаковка, сертификация, дополнительные ингредиенты - все это очень дорого, мы не можем создать продукт, а потом навязывать его потребителю.

Наш покупатель является нашим заказчиком. Это - идеология менеджмента качества. Продукт должен быть не только вкусным, натуральным, полезным. Он еще должен быть и востребованным. Мы производим то, что хочет покупатель, но мы еще и образовываем нашего потребителя. К сожалению, зачастую вкус извращен потреблением «химической» еды. Масло уже не отличают от маргарина, натуральный ягодный наполнитель кажется не таким насыщенным, как синтетический. Порой покупатель может даже не подозревать о тех опасностях, которые ему грозят при потреблении некоторых продуктов. Свой ассортимент мы также отдаем в независимые лаборатории, проводим экспертизы в специализированных научно-исследовательских институтах. А их результаты выкладываем для общего доступа. Затраченные на эти цели средства не считаем неоправданными - эта работа проводится для нашего покупателя, чтобы он был полностью информирован о том, что ест. К примеру, есть группа людей, не переносящая лактозы - при употреблении молока в желудочно-кишечном тракте происходят процессы брожения, продукт не усваивается, человек испытывает дискомфорт. Зная особенности собственного пищеварения, данный покупатель может вместо цельного молока выбрать другие продукты из нашего ассортимента, где содержание лактозы минимально - кисломолочные продукты, творог, сыр. Вся информация в цифрах для него доступна.

Также мы отдавали свою продукцию в независимую лабораторию для проведения тестов на содержание в ней глютена. Для ряда потребителей это сильнейший аллерген, который способен даже вызвать не только вред здоровью, но и быть угрозой для жизни. В молоке его нет, но теоретически он может попасть в молочный продукт с добавками растительного происхождения - ягодными наполнителями в йогурте, с питательной средой для молочно-кислых бактерий при производстве ряда продуктов. В результате мы документально подтвердили, что глютена в нашей продукции нет, и его могут употреблять все и без опаски. Это наша забота о нашем покупателе.

Нашу задачу, нашу миссию - как бы пафосно это ни звучало, мы видим в том, чтобы наш продукт был полезен. Привлекаем внимание людей к их собственному здоровью. К счастью, в последние годы ситуация улучшилась - наелись уже всякой химии в яркой упаковке, стали интересоваться составом потребляемых продуктов.

Несомненно, гнать «химию» для производства проще и в разы дешевле, чем готовить из натуральных компонентов, к тому же химическая промышленность шагнула далеко вперед и сегодня отличить натуральный продукт от синтезированного становится все труднее. Например, тот же ЗМЖ - заменитель молочного жира. Он производится из дешевых тропических жиров с добавлением различных химических реагентов. По всем показателям - вкусу, запаху, температуре плавления он не отличается от натурального молочного жира. И, что бы ни говорили в популярных сегодня передачах, определить его в домашних условиях практически невозможно. Это доступно лишь в лабораторных условиях - разложить по хромотографии и увидеть входящие в него компоненты.

Да, наш продукт дорогой, но обоснованно дорогой. Натуральное не может стоить дешево. Судите сами. В литре молока - 40 граммов жира. А чтобы получить килограмм масла, требуется 825 граммов молочного жира. Сколько оно должно стоить?

Вот и завален наш рынок фальсификатом - выдавая продукцию за натуральную, гонят по весьма демократичной цене «сыр», «сливочное масло», «сметану», «творог», изготовленные из ЗМЖ и сухого новозеландского молока. В результате мы, как порядочные производители, вынуждены конкурировать с непорядочными. По цене мы эту конкуренцию выиграть не сможем по определению. Поэтому нам остается надеяться на качество своего продукта и благоразумие нашего покупателя.

Сегодня требование к молочным продуктам ужесточаются. Этому способствовало принятие технического регламента для стран Таможенного союза. Если раньше можно было производить продукциюв кустарных условиях, из сомнительного сырья, удешевлять ее себестоимость добавлением растительных жиров и всяческой химии, при этом не информируя покупателя, то сейчас пришли цивилизованные нормы. Пищевые предприятия обязывают сертифицироваться по стандарту безопасности производства ISO-22000, которым наше предприятие пользуется уже почти десять лет. Для этого им придется модернизировать свои производства, подвести под общий стандарт. А это - немалые средства. И не все предприятия сумеют выдержать эту финансовую нагрузку. Гнать фальсификат будет уже не так просто.И они будут вынуждены поднимать цену на свой товар, если он действительно натуральный. Покупатель должен понимать, что дешевой натуральной молочной продукции не существует. Просто теперь, покупая задешево, он будет знать, что ест - продукты будут помечены специальной маркировкой и будут называться, как им и положено - «спред», «сырный продукт», «молочный напиток».

Теперь несколько слов о качестве молока. Сухое молоко, конечно, не вредно для здоровья. Но и пользы особой в нем нет. Цельное молоко - это сложнейшая система, включающая порядка 200 компонентов - кроме белков, жиров, минералов тут и витамины, и ферменты, и гормоны. И все это сбалансировано самым лучшим образом для живого организма. Чем меньше воздействие на этот уникальный продукт, тем лучше. А если его высушить? Витаминов по минимуму, белок - денатурирован и уже не усваивается организмом в полном объеме; гормоны, ферменты - разрушены. Другое дело, если невозможно производить молоко на месте по объективным причинам - условия Крайнего Севера, удаленные районы. Тут, как говорится, из двух зол выбирают меньшее - использование сухого молока оправдано.

В идеале производство и потребление молока должно быть рядом, как в случае с «Русским молоком». У нас от дойки до реализации готового продукта проходит менее суток. Мы можем себе такое позволить, поскольку в агрохолдинге полный цикл производства - молочный завод использует молоко с собственных ферм.

Крупные молокоперерабатывающие предприятия такой роскоши не имеют. Даже если они используют для своего производства только цельное молоко, его приходится закупать в различных, довольно удаленных от места переработки регионах. В Подмосковье, где цена земли особенно высока, а на «прокорм» одной коровы требуется не менее двух гектаров угодий, нет достаточного поголовья, чтобы обеспечить потребности молочных гигантов. Вот и закупают молоко в Архангельской области, Чувашии, Мордовии. Чтобы добраться до молокозавода, такое молоко преодолевает тысячи километров. В процессе транспортировки оно изменяется - ферменты работают, микроорганизмы - тоже. Даже в охлажденном молоке присутствуют так называемые психотропные микроорганизмы, способные прекрасно существовать в условиях пониженных температур - перерабатывают белок, выделяют продукты своей жизнедеятельности, в том числе и токсичные. И чем дольше это длиться, тем ниже качество сырья, из которого будут изготавливаться молочные продукты.

В заключении хочется отметить, что систему менеджмента качества, которую мы используем на молочном заводе в течение вот уже почти десятилетия, и которая полностью себя оправдала, мы планируем распространить и на остальные производства агрохолдинга. Дело это не простое, требует и времени, и средств. Но оно того стоит - это точно!

Записала Анна Гамзина, фото автора.

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »