Воскресенье, 19 Августа, 2018 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

Иосиф Волоцкий: монах, богослов, обличитель


22 сентября исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515).

В спорах с ним отступали еретики и Князья

Он отстаивал право монастырей владеть землями и возглавил движение против иудейской ереси, проникшей на Русь в XV веке. 22 сентября Церковь чтит память преподобного Иосифа Волоцкого — богослова и основателя обители, которая здравствует и поныне.

 

Ученичество

Житие Иосифа Волоцкого говорит: в возрасте 20 с небольшим лет он пришел в Саввин монастырь в Твери, желая стать монахом, но увидел там сквернословие, поразившее его. Тогда он покинул обитель и пошел дальше, и в конце концов путь привел его в Боровск к преподобному Пафнутию. Тот принял юношу и взял к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Они прожили бок о бок 18 лет, и так, полагают составители жития, продолжилась славная традиция преемственности русского монашества: Пафнутий когда-то был учеником полуслепого старца Никиты, а тот, в свою очередь, был родственником и учеником самого Сергия Радонежского.

Интересный факт: после пострижения Иосифа (до пострижения он носил имя Иван) в монахи ушли трое его братьев, трое племянников, отец и мать. Причем отец — дворянин с литовскими корнями и владелец вотчины в Волоцком княжестве — поселился в том же Боровском монастыре, что и сын.  Монах Досифей (Топорков), родственник преподобного Иосифа, писал о нем: «В потребах служения монастырского искусен был паче всех сущих тамо. И возрастом умерен и лицем благообразен, браду имея дожною мерою — тогда темнорус, в старости же сединами сияя».

 

Устав

В 1477 году скончался преподобный Пафнутий, завещав управление монастырем Иосифу. Однако вскоре на нового игумена возроптала братия: недовольство монахов вызвал строгий общежительный устав, введенный Иосифом. В 1479 Иосиф тайно оставил обитель и отправился странствовать.

Жития сообщают: Иосиф останавливался в разных монастырях под именем безвестного монаха, но ученость выдавала его высокий сан — игумена узнали в Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив в этой обители одно лето (по другим данным, более года), Иосиф отправился на родину, в Волоцкое княжество (близ современного Волоколамска), чтобы основать там новую обитель — такую, где, как ему мечталось, монахи жили бы жизнью строгой и постнической.

В устроении монастыря Иосифу помог волоцкий князь Борис Васильевич. Вскоре там был введен в действие написанный Иосифом устав. Устав вводил строгую дисциплину: он запрещал монахам пропускать службы по причинам иным, кроме тяжкой болезни, отлучаться из обители, разговаривать за трапезой и в кельях, возлагал на монахов обязанность ежедневного физического труда. Кроме того, вводился полный отказ от собственности и равенство насельников. В поздней редакции устава Иосиф разрешит монахам покупать и продавать различные вещи (в первую очередь иконы и книги), а принцип равенства заменит принципом «трех устроений», разделив монахов по их силам и возможностям.

 

Стяжатели и нестяжатели

История становления обители выглядит так: в первые два года монастырь, которому катастрофически не хватало средств, получил в дар от полоцкого князя Бориса Васильевича четыре села. При этом князь нередко сам привозил в обитель еду и питье.

В последующие годы в пользу обители передали еще ряд окрестных сел — дело почившего князя Бориса продолжил его наследник, князь Федор Борисович. Монастырские владения освободили от всех налогов, вывели за рамки местного судебного производства, выделили двор для представительства в Волоке Ламском (современный Волоколамск), разрешили без пошлины держать ловцов рыбы на озере Селигер — это лишь краткий перечень «дарений» со стороны княжеской власти.

«Русская планета»

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »