Воскресенье, 3 Июля, 2022 | пользователей онлайн
 
Герб города Руза

«Прости нас, наш Государь!»


Вашему вниманию опять предлагается продолжение книги известного российского историка П.В. Мультатули «Россия в эпоху царствования Императора Николая II», изданной под редакцией В.В. Бойко-Великого в РИЦ имени Святого Василия Великого, в Москве, в 2015 году.

В марте 1917 года из Синода был изгнан другой монархист - святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский. Владыка Макарий не толь ко почитал Царя и Царскую власть, но также обличал его врагов, называя их врагами Православия.

«Царская власть дарована нам Господом, - говорил владыка. - Для Русского Народа Богъ на небе, Царь на земле. Это означало то, что как на небе один Богъ, один Вседержитель, одна власть, никому не подчиненная, никому не дающая отчета, всем управляющая, так и на земле одна власть - Царская, она источник всякой власти в государстве».

Старец митрополит непрестанно умолял не поддаваться соблазнительным призывам против Царя, пророчески предупреждая о тех тяжелых последствиях, которые неизбежны при потере Самодержца.

После Февральского переворота владыка Макарий не был допущен на заседания Поместного Собора 1917–1918 годов.

Отправленный Синодом на покой, святитель Макарий подвизался в Николо-Угрешском монастыре, а после его закрытия большевиками - в селе Котельники близ Люберец, где и скончался 1 марта 1926 года от воспаления легких. В 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви митрополит Макарий был прославлен в лике святых.

4 марта 1917 года состоялось торжественное заседание Святейшего Синода. Председательствующий на нем постоянный член Синода митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) представил нового обер-прокурора Временного правительства В.Н. Львова. Из зала заседаний Синода по инициативе нового обер-прокурора было вынесено в архив Императорское кресло, которое в глазах иерархов являлось символом «цезарепапизма в Церкви Русской». Это кресло, по существу, Императорский трон, предназначалось исключительно Государю. Выносить этот трон из зала заседаний Львову помогал митрополит Владимир.

В августе 1918 году митрополит Владимир был зверски убит в Киеве, возле своей резиденции в Киево-Печерской лавре. Принято считать, что это убийство было совершено большевиками. Но архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) писал: «Обыкновенно принято считать, что Киевский Митрополит Владимир пал жертвой большевиков. Но расследование показало, что большевики, как таковые, в этом злодеянии, собственно говоря, даже не принимали никакого участия. Убили Митрополита распропагандированные большевиками бандиты, приглашенные для этой гнусной злодейской цели некоторыми монахами Киево-Печерской Лавры, тоже поддавшимися большевицкой пропаганде и злобно клеветавшими на своего Архипастыря, будто он «обирает» Лавру, которая получает большие доходы от богомольцев».

Владыка был предан своей братией, которая помогала убийцам, указав им келью митрополита, и всячески злословя его. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномученика.

Февральский переворот радостно приветствовал постоянный член Святейшего Синода митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий). Выступая на заседании Синода 4 марта 1917 года в присутствии революционного обер-прокурора, владыка Арсений произнес: «Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим. Двести лет наша Православная Церковь была в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Революция дала нам свободу от цезарепапизма».

Митрополит Арсений вскоре смог убедиться, какую «свободу» для Церкви принесла революция. После прихода к власти большевиков, уже в 1919 году, он был арестован. Затем последовали аресты в 1920 и 1922 гг. Владыку обвиняли в сокрытии церковных ценностей. Вплоть до 1924 года он находился в заключении. Митрополит не успел освободиться, как немедленно был снова арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. В стенах ОГПУ митрополита Арсения понуждали перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал уговаривавшему его архиепископу Евдокиму (Мещерскому), бывшему сослуживцу по Московской Академии: «Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно» и категорически отказался уйти в раскол. В 1927 году митрополита Арсения сослали в Ташкент, где он и скончался в 1933 году на руках своего духовного чада архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Два постоянных члена Святейшего Синода и два будущих патриарха Москов-ских, архиепископ Литовский и Виленский Тихон (Беллавин) и архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), несмотря на то что до переворота были известны своими либеральными взглядами, Февральский переворот приняли весьма сдержанно. Однако никакого осуждения переворота, а также слов в защиту Царской власти и лично Государя в марте 1917 года от этих иерархов не прозвучало.

Митрополит Тихон был избран на Поместном соборе 1917–1918 годах патриархом Московским и всея России. После победы большевиков патриарх Тихон вступил на тяжкий путь мученичества и исповедничества. В июле 1918 года патриарх всенародно осудил убийство Императора Николая II, назвав это злодеяние «ужасным делом». Патриарх Тихон неоднократно арестовывался большевиками, которые требовали от него признать обновленческую церковь. Однако патриарх оставался верным Православию. Скончался патриарх Тихон 7 апреля 1925 года, оплакиваемый всем православным народом . Святейший патриарх Тихон был прославлен в лике святых сначала Архиерейским собором РПЦЗ (1981 год), а затем и Архиерейским Собором РПЦ (1989 год).

Митрополит Сергий (Страгородский) вступил в сговор с Временным правительством и был единственным из архиереев «Царского» Синода, кто вошел в новый Синод под руководством обер-прокурора Временного правительства масона Львова. В 1921 году владыка Сергий был арестован, но вскоре выпущен на свободу. Сергий признал обновленческое Временное Церковное Управление и призвал это сделать всех остальных православных пастырей. С 1922 по 1923 год архиепископ Сергий находился в обновленческом расколе. В 1923 году прилюдно после Литургии принес патриарху Тихону покаяние, и был вновь принят в лоно патриаршей Церкви. С 1925 года владыка Сергий исполнял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. В 1927 году, в разгар страшных гонений, Сергий подписал так называемую декларацию, в которой выказывал свою полную лояльность советской власти. 22 июня 1941 года митрополит Сергий, еще до обращения Сталина, обратился с речью к пастве, в которой благословил ее на борьбу с немецкими захватчиками. В 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси, а в сентябре 1944 году святейший скончался.

Постоянные члены Святейшего Синода архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков) и архиепископ Нижегородский и АрзамасскийИоаким (Левицкий) заняли в целом благосклонную позицию в отношении переворота. Владыка Иоаким призывал служить Временному правительству «не за страх, а за совесть». Его жизнь закончилась трагически: в середине 1917 года архиепископ Иоаким был повешен в Крыму неизвестными.

Член Святейшего Синода архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский) воспринял известие о свержении Государя нейтрально, вместе с другими членами Синода приветствовал Временное правительство. Тем не менее Временное правительство отправило владыку на покой как не соответствующего «революционному духу». В августе 1918 года владыка Василий был убит большевиками. Причислен Русской Православной Церковью к лику священномучеников.

5 марта 1917 года было отменено возглашение многолетия Царствующему Дому, 6 марта Синод принял решение служить молебен о новом правительстве, после чего также была установлена молитва о «благоверном Временном правительстве», внесены соответствующие изменения в богослужебные книги, в надписи на антиминсах, текст церковной присяги.

9 марта 1917 года в послании Святейшего Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» был призыв довериться Временному правительству. При этом послание начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

Это послание было охарактеризовано профессором Петроградской духовной академии Б.В. Титлиновым как «послание, благословившее новую свободную Россию», а генералом А.И. Деникиным - как «санкционировавшее совершившийся переворот».

В тот же день, 9 марта, состоялось собрание владикавказского духовенства, по результатам которого обер-прокурору Святейшего Синода В.Н. Львову была направлена телеграмма от имени епископа Владикавказского и Моздокского Макария (Павлова) и собрания духовенства Владикавказа. В телеграмме, в частности, говорилось: «Приветствуем Вас, первого представителя народной воли на ответственном посту обер-прокурора Святейшего Синода, вполне уверенные, что при Вашем христиански-доброжелательном отношении Церковь Русская Православная под управлением богомудрых архипастырей выполнит свою святую миссию укрепления в родной стране Света Христовой Истины и оздоровления и процветания дорогого Отечества. Просим Вас заявить Временному правительству о нашей полной готовности помогать ему верой и правдой в его тяжелых трудах по освобождению Родины от внешнего врага и по созиданию внутренней жизни на началах правды и добра». Примечательно, что сам новый обер-прокурор В.Н. Львов (будущий активный обновленец) еще в ночь на 2 марта 1917 года открыто заявил себя республиканцем и говорил о невозможности воссоздания монархического строя, «лучше которого смерть».

На страницах социалистической газеты послание было расценено как «торжественное признание синодом нового правительства». В первую очередь, Синод не пытался объяснять народу суть происшедших изменений в политическом устройстве страны, а стремился быстрее привести его к присяге Временному правительству. Иными словами, он стремился закрепить произошедший переворот и придать ему необратимый характер. Российское духовенство спокойно и достаточно легко пошло не только на изменение государственной присяги и на служение совершенно другой - светской, немиропомазанной власти, но и на нарушение предыдущей своей присяги на верноподданство.

Духовенство Русской Православной Церкви приносило присягу несколько раз: первый раз, согласно Основным Законам, - всеобщую, по достижении двенадцатилетнего возраста, второй раз - перед посвящением в стихарь псаломщика, третий - при производстве в дьяконский чин, четвертый - в иерейский чин. Отдельную, расширенную, присягу давали при производстве в архиерейство.

Новая присяга Временному правительству вызвала замешательство и растерянность среди православного народа. В письме, подписанном «православными христианами» и адресованном членам Святейшего Синода, православные обращались с просьбой разрешить их разногласия относительно сакральности принятия государственных присяг. Если прежней присягой на верноподданство Царю, как якобы ничего не значащей (при том, что Император Николай II находился под арестом), власти распоряжаются пренебречь, то такое же легковесное отношение у народа будет и к новой присяге, приносимой на верность или новому Царю, или же Временному правительству. Православные писали, что их вопросы, как действовать в создавшейся обстановке, приходские священники оставляют без ответа, в результате среди паствы возникают ропот и разногласия. Вследствие чего миряне решили обратиться с вопросами непосредственно к членам Правительствующего Синода: «Как быть со старой присягой и с той, которую принимать заставят? Какая присяга должна быть милее Богу, первая, аль вторая». Синод оставил письмо без ответа.

9 марта 1917 года фактически был отменен державный церковно-монархический лозунг «За Веру, Царя и Отечество». Спешно распорядившись привести паству к присяге новой власти и отказавшись молитвенно поминать Царскую власть, Синод исключил одну из составляющих триединого девиза - «за Царя». Тем самым духовенством фактически была изменена исторически сложившаяся государственно-монархическая идеология.

Реакция епископата Русской Православной Церкви несильно отличалась от позиции Святейшего Синода. Большая часть епископов спешила отречься от свергнутого Государя и признать Временное правительство.

Тем ярче на фоне отступников сияют имена верных Царю и Богу.

5 марта 1917 года епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (Гудко) в переполненном молящимися соборе сказал проникновенную проповедь, исполненную чувством глубокой любви к Императору Николаю II и Императрице Александре Феодоровне. Уже 18 марта 1917 года владыка был отправлен на покой решением Синода. 9 августа 1918 года владыка Амвросий был расстрелян большевиками. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов) категорически отказался приветствовать переворот. В качестве резолюции на постановлениях своего епархиального съезда писал: «Я не благословляю случившегося переворота, не праздную мнимой еще «пасхи» нашей многострадальной России и исстрадавшегося душою духовенства и народа, не лобызаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с нею не вступаю». Владыка Гермоген до конца сохранил свои монархические убеждения, призывал паству «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом». В 1917 году, будучи епископом Тобольским, он делал все, чтобы облегчить жизнь находившейся в заключении в Тобольске Царской Семьи. В июне 1918 году владыка вместе с другими священнослужителями был утоплен большевиками в реке Туре. В августе 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) в кафедральном соборе Кишинева заявил: «Пусть каждый из вас отречется от своих дел и отдастся на служение общему благу спасения Родины от внешнего врага, подобно Государю Императору, который из-за любви к России принес самую великую жертву, какую только можно принести, сложив с себя тяжкое бремя управления государством».

Впоследствии владыка Анастасий стал видным архипастырем РПЦЗ и ее предстоятелем. В 1941 году выражал надежду об освобождении России Гитлером. Занимал крайне негативную позицию в отношении Московского патриархата. Митрополит Анастасий скончался в США в 1965 году.

Епископ Макарий (Гневушев), выступая в февральские дни 1917 года в кафедральном соборе Нижнего Новгорода, говорил: «Стойте же, друзья, непреоборимой стеной вокруг Царского престола. Пусть и теперь, как во времена Козьмы Минина, князя Пожарского, протопопа Саввы, архимандрита Печерского монастыря и людей всех положений и сословий соборный колокол созывает всю Русь под единый великий и святой стяг, на котором огненными словами начертано: За Веру, Царя и Отечество!»

Владыка Макарий был расстрелян большевиками 4 сентября 1918 года под Смоленском. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых как Новомученик и Исповедник Российский.

Убежденным монархистом и защитником Самодержавия был председатель Рязанского отдела Союза Русского народаархиепископ Старорусский Димитрий (Сперовский). Уже 13 марта 1917 года революционные власти Рязани потребовали его немедленного удаления, «принимая во внимание его широкую агитационную черносотенную пропаганду во время богослужения». Большевики в 1920 году арестовали владыку, который резко выступал против изъятия церковных ценностей. После освобождения в 1922 году губернский революционный трибунал вынес постановление о его привлечении к уголовной ответственности, однако дело было отложено. В том же году был административно выслан в Архангельскую губернию. В 1923 году епископ Димитрий скончался.

Еще одним архиереем-монархистом и мучеником за Веру был один из организаторов монархического движения, другГригория Распутина-Нового епископ Исидор (Колоколов). Именно владыка Исидор отпевал Григория Распутина-Нового в Чесменской богадельне в присутствии Государыни и Великих Княжон. 8 марта 1917 года епископ Исидор был уволен от управления Тюменским Свято-Троицким монастырем. В 1918 году он был арестован ЧК в Вятке и зверски замучен (посажен на кол). Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они мешают его прославлению.

С возмущением и глубокой скорбью воспринял свержение столь им любимого Государя епископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов). В 1918 году владыка пытался спасти Царскую Семью. Организовывал отряды верных офицеров в Тобольск. Эмигрировал в Китай. После Второй мировой войны был арестован и вывезен в СССР, где его репрессировали. Освобожден в 1956 году.Скончался в 1962 году в Москве.

С тяжелым сердцем встретил известие о свержении Государя архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский). В отличие от некоторых своих собратий отказался приветствовать новые власти, не разрешил духовенству совершать торжественные молебны в честь происходящих событий, не поставил своей подписи под приветственными телеграммами, посланными «передовым» духовенством Временному правительству. 23 июня 1919 года принял мученическую смерть во дворе астраханского ЧК. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых как священномученик.

Резко не поддержал Февральский переворот архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

С надеждой на скорое восстановление монархии выступил 4 марта 1917 года епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский). Он сказал: «Среди грозных событий тяжкого времени, перед лицом стоящего у врат Отечества лютого и коварного врага, совершилось событие величайшей важности и священности. Боговенчанный Государь Император Николай II Александрович, в Своей неподкупной совести предавая Себя в Десницу Всевышнего Сердцеведца, сложил с главы Своей Царскую Корону, отрекшись от Царского Престола с передачей такового Своему Царственному Брату Великому Князю Михаилу Александровичу. Да будет воля Всевышнего.

Но сегодня телеграфное агентство принесло телеграмму о том, что Великий Князь Михаил Александрович решил принять Верховную Власть в том лишь случае, если такова будет воля всего великого народа нашего через всенародное голосование. Так, Божиим испытанием пока остаемся мы в междуцарствии. Ко всем тяготам переживаемого нами времени прибавилось это новое испытание. Особенно же по долгу Архиерейства и от беззаветной любви моей к дорогому Отечеству призываю всех от мала до велика с горячим и откровенным усердием устремиться на молитву ко Господу Богу о Его всесильной нам помощи среди создавшихся трудных обстоятельств. Будем умолять Его Всещедрого, да устроит Сам Он власть и мир в земле нашей. Да не оставит Он нас надолго без Царя, как детей без матери, а поможет Он нам, как триста лет назад нашим предкам, всем единодушно и воодушевленно получить родного Царя от Него Всеблагого Промыслителя».

Епископ Тихвинский Алексий (Симанский), будущий святейший патриарх Алексий I, говорил в проповеди 5 марта 1917 года: «С одной стороны, шла безпримерная в истории народов тяжелая война, а с другой - внутри совершалась неслыханная измена со стороны тех, кто был призван Царем в качестве ближайших сотрудников в управлении государством. Постепенно воздвигалась между Царем и народом все более и более плотная стена, которую намеренно строили те, кто желал скрывать от Царя нужды и вопли народные».

Однако в письмах своему духовнику владыка Алексий совсем по-другому оценивал свершившиеся события: «Настроение у меня убийственное; Господь да поможет бедной России и да изведет ее из бездны. У меня нет светлого взгляда на будущее».

По свидетельствам очевидцев, уже будучи патриархом, святейший Алексий всегда имел при себе портрет Государя.

Увы, верных архиереев было немного: большинство приветствовало кровавый февраль. Многие из них, как мы можем предположить, искупили свои грехи мученической смертью, а иные окончательно отпали от Единой Святой Апостольской Церкви.

Окончание в следующем номере «РК».

Вернуться к списку статей >>>
Мы в социальных сетях
    Twitter LiveJournal Facebook ВКонтакте Blogger
Контакты

Телефон: (916) 458 22 26
Email: info@ruza-kurier.ru

Подробная информация »